Найти тему

Praga NDO – первый послевоенный чехословацкий автобус

Всем привет!

После окончания Второй Мировой войны Чехословакия, как и все европейские страны, постепенно поднималась из руин. Но поскольку материально-техническая база сильно пострадала, то ничего принципиально нового чехословацкие машиностроители создавать не могли, поэтому свою технику выпускали на основе довоенных, или вовсе запускали в серию то, что испытали еще до войны. Так случилось с автобусом Praga NDO.

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Первые образцы нашего героя появились еще в 1938 г., но полноценный выпуск так и не был налажен: разразившаяся Вторая Мировая война вынудила остановить производство автобусов. Вернуться к этой теме удалось лишь в 1947 г., при этом производитель был заменен: если изначально машина создавалась столичным заводом Praga, то полноценным производством после войны стала заниматься фирма Karosa. Название Praga при этом так и осталось закрепленным за автобусом.

Конструкция послевоенного первенца очень проста – капотная схема и длинный, но низкий, салон. Но при этом привлекают внимание две широкие складные двери для пассажиров, которые больше характерны для транспорта 50х – 60х. Все же основные агрегаты и внешние элементы были позаимствованы у довоенной техники: так, под капотом был установлен мотор от грузовика, развивавший 123 л. с., а светотехника была предельно простой. В салоне же было 27 сидячих мест, а всего внутрь помещалось 65 пассажиров.

Praga NDO сзади. Источник фото: commons.wikimedia.org
Praga NDO сзади. Источник фото: commons.wikimedia.org

Выпущено Praga NDO до 1948 г. было немного – всего 50 автобусов, и поработать им довелось всего в двух чехословацких городах – Братислава и Брно. Зато несмотря на то, что модель была уже устаревшей, она закрепилась в городах до конца 50х гг., когда их стали вытеснять более прогрессивные Skoda-706 RO, а затем и 706 RTO, о котором я писал здесь.

Ко всему прочему, существовали не только городские, но и пригородные автобусы, отличавшиеся одной дверью и 44 сидячими местами:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Последний Praga NDO покинул городские улицы в 1958 г., но некоторые еще в 60х гг. работали как служебный транспорт, пока и там им не нашлась замена. Сегодня же известен только один доживший до наших дней Praga NDO, и он оседает в частных руках и участвует в тематических выставках:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Praga NDO – автобус с непростой судьбой. Он был создан еще до войны, но в серию был запущен лишь после окончания боевых действий, и считался уже устаревшим. Но несмотря на это, он проработал ровно до того времени, как в Чехословакии стали выпускать в достаточном количестве современные автобусы, и до этого времени проблемы с транспортом решать помогал.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!