Найти тему

По следам полярных мореходов. 2. Первая поломка и песцовая шапка за две бутылки водки

ОТ КУПАНИЯ за бортом меня спасают ванты, за которые я успеваю схватиться. Лео­нид что-то кричит мне, размахивая рукой. Но его команды не долетают до меня, хотя нас разделяют каких-нибудь три метра. Я лишь различаю слово «шкоты». Но шкоты и так у меня в руках, хотя я чувствую, что они уже вот- вот вырвутся из моих ос­лабевающих пальцев. Или утащат за борт, если я продолжу за них цепляться. А вот что делать дальше, я никак не могу вспомнить. Вся мореходная наука напрочь выле­тела из моей головы.

Из рубки выскакивает по­луодетый старпом. Он пе­рехватывает у Леонида румпель, а кэп проно­сится мимо меня на бак, ложится на палубу и за галсовый угол стаскивает парус вниз. Стаксель тут же перестает хлопать на ветру и послушно ложится на палубу.Черт возьми, как все просто! Я с облегчением бросаю шкоты и помогаю Хальфину скатать парус.

Шторм между тем никак не хочет успокаиваться. В два ночи нас меняют. Значит, прошло уже четыре часа с тех пор, как мы с Леонидом встали на вахту. Я спускаюсь в сухое и теплое нутро нашего суденышка. Стаскиваю спасжилет, расстегиваю мокрый «непромоканец». Пока я был наверху, качка совсем не ощущалась. А здесь, не успел ещё переодеться в сухое, как уже накатывает тошнота.

- С крещением тебя, — одобрительно говорит Михаил, протягивая кружку с горячим кофе. Я кисло киваю ему и поспешно бросаюсь по трапу наверх. Там я переваливаюсь грудью че­рез рубку и без сожаления расстаюсь с содержимым желудка.

Под утро вахтенной команде удалось найти бухту, куда не добирались волны. Яхта зашла в укрытие и при­швартовалась к берегу. Я в это время уже спал без задних ног в «гробу» — длинном и узком ящике в кормовой части каюты. Здесь обычно хранится оснастка и всякие полезные вещи, но поскольку на нашей яхте всего 6 спальных мест, то мне, как «салаге» отвели для отдыха «гроб». Дедовщина, однако.

ПРОШЛИ СИКТЯХ — крохотный за­полярный поселок на берегу Лены. Заходить в него не стали — уж бо­льно хорош был попутный ветер. Погода, да и при­рода резко изменились. Деревья по берегам почти не встречаются — все бо­льше кустарники, мох. «Купальный сезон» закончил­ся. Хотя на календаре июль, очень холодно. На ночную вахту наде­ваю теплое белье, овчинный полушубок, шапку, перчатки. Впрочем, ночь здесь, в Заполярье, понятие относитель­ное. Солнце не успеет зай­ти за сопку, как тут же вновь появляется над го­ризонтом.

Ночь в заполярье. Солнце практически не заходит, тяжелые, низкие облака едва не задевают мачту.
Ночь в заполярье. Солнце практически не заходит, тяжелые, низкие облака едва не задевают мачту.

Закаты удивительно красивы. Солнце сидит в уз­кой, длинной на полне­ба, тучке. Под ней по­лоска света, потом еще тучка, а ниже, по всему горизонту, ровный нежно- сиреневый свет. На воде дорожки от солнца золо­тистые, а вся остальная поверхность реки — сире­невая. Тишина стоит вок­руг на сто верст. И яхта этого великолепия не нарушает. Почти бесшумно скользит в золотисто-сиреневом маре­ве наш белый кораблик, лишь вода слегка потрес­кивает, вскипая за бортом.

Стоит один раз прой­тись на яхте, подержать в руках румпель, чувст­вуя, как послушно судно твоему малейшему дви­жению, ощутить, как пе­редается тебе по шко­там тугая дрожь наполненных ветром парусов, чтобы безнадежно «забо­леть» этим делом. Человек, нашего столетия одержим скоростью. Мо­торы, дизели, самолеты, космические корабли... Железная армада грохо­чет, ревет, взрывается, выплевывает тучи дыма на зависть всем вулканам мира. Но чем большего прогресса добивается че­ловечество на этом пути, тем чаще поднимается над водой парус — раннее ди­тя человеческого разума.

С каждым годом растет в мире число яхтсменов. На­верное потому, что это один из немногих еще ос­тавшихся способов почув­ствовать свое единение с природой, войти в нее не сытым победителем, а ве­чно благодарным должником. И в звенящей тиши­не, где только небо, вода и невесомо парящий па­рус, освободиться от дел, от собственной деловитости, от суеты и суетности.

КЮСЮР ОТКРЫЛСЯ из-за поворота внезапно. Сначала на пологом левом бе­регу я увидел белую точ­ку обелиска на братской могиле времен граждан­ской войны. Как потом оказалось, памятник полу­заброшен, имена покоя­щихся здесь уже неразли­чимы. Вокруг свалка бочек из-под горючего. А ведь рядом, через реку, на высоком Ленском бере­гу — центральная усадь­ба совхоза «Булунский». Есть в Кюсюре и школа, и комсомольская организация хозяйства. Всего лишь год прошел, как за­вершилась длительная, с помпой проводившаяся ак­ция комсомольского похо­да по местам революцион­ной, боевой и трудовой славы. Да вот результатов что-то не заметно.

В Кюсюре я собирался побы­вать ещё полтора года назад. Но тогда это не уда­лось — просидел из-за пурги трое суток в аэро­порту Тикси. На этот раз погода помешать не в си­лах. Впечатления от по­селка мало радостные. Фа­сады домов грязные, об­шарпанные. Давно не ре­монтировавшийся деревян­ный тротуар ощерился провалами. Тут и там раз­бросаны грязные кучи уг­ля. По всему поселку ва­ляются переломанные, раз­давленные колесами и гусе­ницами бревна, доски, ще­пки. Запущенность и рас­христанность полнейшие.

Подняли парус и переш­ли на левый берег — к бывшему селению Булун, давшему название району. Сейчас там уже никто не живет, все перебрались в Кюсюр. Едва мы пришвартовались, следом за нами подходят к берегу две ярко-красные «моторки». Из них выходят шес­теро молодых ребят.

— Мужики, водка есть? Даем в обмен мясо, рыбу, пыжик... Ну хоть вина дай­те! Ну хоть пива...

Потоптались, услышав отказ, и умчались восво­яси. Но час не прошел, ле­тят опять. Предлагают на этот раз песцовую шапку. Опять же за водку. Всего за четыре бутылки. По­том и на две соглашают­ся. Признаюсь, была у нас водка, лежала, надежно спрятанная, в рундуке, на котором спал наш «начпрод» и он же кок Ва­ня Гринкевич. Не для веселья хранился этот груз — мало ли что в мо­ре может случиться. И уж тем более, не для торгов. Лиля Кислова, единст­венная женщина в нашем экипаже, рассердилась, стала стыдить парней:

- Разве так можно?! Шапку, наверное, у роди­телей взяли и за водку хо­тите отдать, за бесценок...

Четверка ребят, которые помоло­же, стушевалась, отошла к лодкам. А двое постар­ше не уступают. Особенно один — в кожаном пиджа­ке поверх тельняшки, с пластырем под глазом — агрессивен.

- А вам какое дело? — огрызается он. — Моя шапка, сам заработал. За сколько хочу, за столько и продаю.

А на шапке-то бирка, и на ней написано: «Ушанка женская. Цена 280 руб­лей».

Увидели наши «купцы», что мимо идет теплоход, вскочили в лод­ки и помчались на новые торги.

А мы занялись ремонтом. Сломалось крепление гика - это горизонтальное бревно, на котором крепится основной парус - грот.

Стоянка в устье реки Булунки.  На снимке видно, что на мачте нет никакой оснастки. Это как раз тот момент, когда мы встали на ремонт.
Стоянка в устье реки Булунки. На снимке видно, что на мачте нет никакой оснастки. Это как раз тот момент, когда мы встали на ремонт.

Отремонтировались своими силами за три часа. Это, кстати, была единственная поломка за всё время путешествия. На такой случай, когда нельзя поставить парус, или надо идти против течения, у нас был лодочный мотор "Ветерок".

Продолжение следует...

Предыдущая глава ЗДЕСЬ.