Если судить по специализированным сайтам и группам в социальных сетях, то может сложиться такое впечатление, что самодеятельное конструирование техники сейчас набрало огромную популярность среди населения нашей страны. Тысячи видеосюжетов, десятки тысяч фотографий с самодельными вездеходами, мини-тракторами, мотоблоками, пилорамами и чем-то еще прочим и прочим... Как человека, который начал заниматься самодеятельным конструированием еще сорок лет назад, меня это, конечно, радует, но, по здравому размышлению, все же вывод о том, что самоделками сейчас увлекаются поголовно - делать нельзя. В интернете просто сконцентрировано всё очень плотно по конкретным интересам определенных групп людей - поэтому и кажется, что того или другого очень много...
Вот когда самодеятельное конструирование в нашей стране - тогда еще в Советском Союзе - было по-настоящему явлением массовым и популярным - так это в восьмидесятые годы прошлого века. Тогда сошлось так, что и причины для его развития появились, и условия способствовали. Какие же? Взять хотя бы для примера наш райцентр Мишкино - да и весь район в целом. В те годы - в начале восьмидесятых - я как раз начинал свои первые шаги в самостоятельном изготовлении техники и всё тогда, что было связано с этим явлением, является для меня личным опытом. Кроме того, и популяризацией данного вида досуга тоже занимался, так как с середины восьмидесятых начал работать в районной газете "Дружба" и часто в ней - да и в других изданиях затем тоже (в республиканской газете "Ленинец", в журнале "Животновод", в районных газетах республики Башкортостан, а впоследствии - и в журнале "Моделист-Конструктор") о самодельной технике и её создателях рассказывал.
Практически до середины-конца семидесятых годов в наших краях самодельной техникой почти никто не занимался. Три-четыре самодельные циркулярные пилы - да и то не личные, а сделанные для нужд своей колхозной бригады - вот и все самоделки. Впрочем, в райпромкомбинате была самодельная лебедка на пилораме, а в мебельном цеху - самодельный станок для обточки концов черенков лопат и мочальных кистей. Да и в других организациях механики делали иногда простые приспособления для облегчения и механизации какого-либо производственного процесса. А в Мишкинской восьмилетней школе учитель труда А.Петров вместе с учениками еще в начале семидесятых сконструировал и изготовил аэросани с двигателем от тракторного пускача. Вот эти несколько самодельных станков и механизмов и можно считать "пионерами" в самодельной технике в наших краях.
Если же взять конкретных людей, начавших собирать самодельную технику для своих личных целей и потребностей - то первыми здесь можно назвать Алексея Айнулина из Ленинска, жителей села Мишкино Валентина Батурина, Дмитрия Васильева, Филата Казыханова, еще трех-четырех людей из разных деревень и сел района, фамилии которых мне не известны, но о делах которых был тогда наслышан.
К началу восьмидесятых таких людей, увлеченных самодеятельным конструированием техники, было уже гораздо больше, а к середине этого десятилетия не было в нашем районе, наверное, уже ни одного более-менее крупного селения, где бы по улицам не катались самодельные снегоходы и мини-трактора, а во дворах не работали самодельные циркулярные станки и маятниковые пилы. Именно вот эта линейка самодельной техники была тогда основной - снегоход (трицикл на пневматиках или аэросани), мини-трактор (или самоходное шасси), циркулярный станок. Именно они отвечали основным базовым запросам наших жителей - в рыбалке-охоте, в обеспечении личного хозяйства тягловой силой, в обработке пиломатериалов при строительных работах и распиловке дров.
Причиной бурного роста интереса населения к изготовлению самодельной техники послужило с одной стороны возросшее благосостояние и свободное от производственной деятельности время, которое можно было потратить на себя и свои интересы, а с другой стороны - возросшая материально-техническая оснащенность предприятий и организаций, где все большее количество людей, прекрасно разбирающихся в технике и умеющее с ней управляться, имели доступ и к материалам с запчастями, и к инструментальной базе предприятий, в мастерских которых можно было производить кузнечно-токарно-сварочные работы, необходимые при изготовлении самодельной техники. Ну, и в третьих - возросли запросы в обществе на повышение механизации работ в личных хозяйствах с одной стороны и полную невозможность эту потребность удовлетворить - не было в магазинах тогда ничего из средств механизации, мотоблок был редкостью, мини-тракторов не выпускали вовсе, а большие же трактора в личное пользование до 1988 года не продавались. Вот и выходило так, что приходил домой человек с производства, где работал в более-менее приемлемых условиях, где механизация с каждым годом всё более и более облегчала ручной труд - и что он имел для механизации труда уже в своем хозяйстве? Садовую тачку да вилы с лопатой. А личные подсобные хозяйства тогда были большие - скотины много держали, огороды не только полностью засаживали, но и в поле картошку выращивали, сена много заготавливали. Везде нужна техника - хоть огород вспахать, хоть земли с навозом весной привезти, хоть мусор на свалку вывезти, хоть баллон с газом съездить обменять. А если бы еще и уход за картофелем механизировать? Сколько же труда на прополку-окучивание уходит? А если бы еще сено после косьбы не граблями сгребать? А если бы бетон не руками месить? А если бы доски не рубанком дедовским строгать? А если бы... Вот так у людей и появлялись сначала робкие, а потом все более обоснованные и уверенные мысли - надо делать технику самому! И чем больше появлялось вокруг успешно работающей самодельной техники, тем больше людей - даже далеких по своим профессиям от механизации - загорались такой идеей, начинали чертить схемы, собирать звездочки, цепи да редукторы, в надежде и себе сделать механического помощника...
Сейчас для человека, захотевшего что-нибудь сконструировать, проблем особых нет. На металлобазах есть любой металлопрокат, на разборе можно купить любую деталь, узел, агрегат, инструмент же тоже любой в магазине есть, как и крепеж любого размера. В те годы было по-другому. Легче было только с деталями и узлами от сельхозмашин и спецтехники - различные подшипники в корпусах, шкивы, ремни, звездочки, цепи, валы, обгонные муфты, редукторы разного вида, кронштейны и опоры разные - всё это можно было свободно снимать на машинных дворах колхозов и совхозов со списанной, подготовленной на сдачу в металлолом, техники - договорившись с механиком или завгаром. Они же могли и новыми деталями и узлами со своих "каптерок" и складов обеспечить - склады тогда ломились от запчастей, поставляемых через централизованную систему снабжения. Самая ходовая валюта - бутылка водки. Ею же расплачивались и за услуги токаря-сварщика. В нашем селе тогда много было организаций с хорошей инструментальной базой и доступ в их мастерские "с улицы" был тогда свободный - ни вахт на входе, ни пропусков никаких не требовалось. А сварить-выточить-сковать можно было тогда только там - в личных мастерских самодельщиков были в лучшем случае лишь слесарные тисы, электронаждак да гаечные ключи, ну и зубила-рашпили-молотки конечно.
Проблемы были с двигателями для самоделок. Выбор был совсем невелик. Большой популярностью пользовались "пускачи" от разных марок тракторов - из-за их доступности. Были еще стационарные двигатели ЗИД, УД-2, УД-25, удачей считалось приобрести и двигатель от мотороллера "Тулицы" или "Электрона", так как они тоже имели принудительное охлаждение. Беда была только в том, что двигатели эти были уже хорошо "похоженные", жизнью изрядно потрепанные, требующие ремонта - а где запчасти брать? Приобрести же новый двигатель было очень проблематично, практически невозможно...
Трудности были и с информативной базой. Специализированных печатных изданий по техническому творчеству было немного - это журналы "Моделист-Конструктор", "Техника-молодежи!" и "Юный техник". Только в первом из них на постоянной основе в рубриках "Малая механизация" и "Общественное КБ" печатались материалы по самодельной технике с подробными схемами и чертежами. Конечно, в те годы это был самый популярный журнал среди любителей конструирования, его разовые тиражи в восьмидесятые годы возросли до миллиона экземпляров. Еще была телепередача "Это вы можете", выходила она не чаще трех-четырех раз в год, но только в ней можно было увидеть самодельную технику вживую, в движении - всё это вызывало огромный интерес у людей, занявшихся конструированием. Государство тогда поощряло это массовое увлечение, особенно, после 1985 года, когда вышло известное постановление "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Считалось, что многие люди пили тогда от неумения организовать свое свободное время, от недостатка увлечений и хобби. Отчасти так и было, конечно. В те годы стали организовывать в хозяйственных магазинах отделы по продаже материалов с производств, необходимых самодеятельным конструкторам, организовывались кружки и секции по техническому творчеству. Главное, что сделало государство - разрешило ставить самодельную технику на учет в Гостехнадзоре. Безо всяких экспертиз и волокиты самодельный мини-трактор можно было поставить на учет, получить номер на него, техпаспорт да еще и права тракториста. Всё это по простому заявлению. Но и без документов самоделки тогда на дорогах чувствовали себя совершенно спокойно - работники ГАИ никаких препятствий не чинили. Мотоблоки, мини-тракторы, самоходные шасси, а зимой и снегоходы - без всякой опаски разъезжали по улицам села, автомобильным трассам и проселкам. В нашей газете "Дружба" была даже тематическая страница "Клуб мастеров", выходившая раз в месяц, и рассказывающая о достижениях сельских умельцев. А с конца восьмидесятых на ежегодных сабантуях стали проводить районные смотры-конкурсы самодельной техники, причем колонна этих самодельных машин открывала весь парад сабантуя в его начале. Увы, все кончилось с развалом страны в начале девяностых...
Прошли десятилетия. Что изменилось с самодеятельным конструированием? Да все изменилось. Это больше не массовое увлечение, несмотря на обилие самодельной техники, мелькающей в интернете. Но зато сейчас делают самоделки такие, что они и заводским не уступят. Базы у тех, кто этим занимается, мощнейшие. Появилась новая тенденция - производство самостоятельно изготовленных изделий на заказ, причем это уже не штучные оригинальные модели, а настоящее мелкосерийное производство, производимое по отработанной и проверенной схеме. За тех людей, кто свое первоначальное увлечение сумел превратить в дело, в бизнес, приносящий постоянный доход и обеспечивающий занятостью не только самого мастера, но и нанятых подручных - можно только порадоваться. Что ж, все течет, всё меняется, вот и в самодеятельном конструировании техники, когда-то массово начинавшимся в восьмидесятые годы - новый этап. Этап, характерный с одной стороны снижением массового интереса к изготовлению самодельной техники, но с другой - повышением мастерства и профессионализма тех, кто этим занимается, улучшением всех эксплуатационных качеств изготавливаемых моделей и, конечно, их дизайном, отделкой, совершенством форм. Ну, а радость от созидательного творческого труда - что тогда, что и сейчас - всегда сопровождает человека на этом пути. И это, наверное, главное, что не дает человеку опускать руки при неудачах, а придумывать всё новые и новые технические решения, претворяя их затем в жизнь...