Найти тему

О самодельной технике восьмидесятых

Если судить по специализированным сайтам и группам в социальных сетях, то может сложиться такое впечатление, что самодеятельное конструирование техники сейчас набрало огромную популярность среди населения нашей страны. Тысячи видеосюжетов, десятки тысяч фотографий с самодельными вездеходами, мини-тракторами, мотоблоками, пилорамами и чем-то еще прочим и прочим... Как человека, который начал заниматься самодеятельным конструированием еще сорок лет назад, меня это, конечно, радует, но, по здравому размышлению, все же вывод о том, что самоделками сейчас увлекаются поголовно - делать нельзя. В интернете просто сконцентрировано всё очень плотно по конкретным интересам определенных групп людей - поэтому и кажется, что того или другого очень много...

Вот когда самодеятельное конструирование в нашей стране - тогда еще в Советском Союзе - было по-настоящему явлением массовым и популярным - так это в восьмидесятые годы прошлого века. Тогда сошлось так, что и причины для его развития появились, и условия способствовали. Какие же? Взять хотя бы для примера наш райцентр Мишкино - да и весь район в целом. В те годы - в начале восьмидесятых - я как раз начинал свои первые шаги в самостоятельном изготовлении техники и всё тогда, что было связано с этим явлением, является для меня личным опытом. Кроме того, и популяризацией данного вида досуга тоже занимался, так как с середины восьмидесятых начал работать в районной газете "Дружба" и часто в ней - да и в других изданиях затем тоже (в республиканской газете "Ленинец", в журнале "Животновод", в районных газетах республики Башкортостан, а впоследствии - и в журнале "Моделист-Конструктор") о самодельной технике и её создателях рассказывал.

Самодельная лебедка для вспашки огорода на базе узлов  от мотороллера «Турист», 1986 год. Фото автора.
Самодельная лебедка для вспашки огорода на базе узлов от мотороллера «Турист», 1986 год. Фото автора.

Практически до середины-конца семидесятых годов в наших краях самодельной техникой почти никто не занимался. Три-четыре самодельные циркулярные пилы - да и то не личные, а сделанные для нужд своей колхозной бригады - вот и все самоделки. Впрочем, в райпромкомбинате была самодельная лебедка на пилораме, а в мебельном цеху - самодельный станок для обточки концов черенков лопат и мочальных кистей. Да и в других организациях механики делали иногда простые приспособления для облегчения и механизации какого-либо производственного процесса. А в Мишкинской восьмилетней школе учитель труда А.Петров вместе с учениками еще в начале семидесятых сконструировал и изготовил аэросани с двигателем от тракторного пускача. Вот эти несколько самодельных станков и механизмов и можно считать "пионерами" в самодельной технике в наших краях.

Если же взять конкретных людей, начавших собирать самодельную технику для своих личных целей и потребностей - то первыми здесь можно назвать Алексея Айнулина из Ленинска, жителей села Мишкино Валентина Батурина, Дмитрия Васильева, Филата Казыханова, еще трех-четырех людей из разных деревень и сел района, фамилии которых мне не известны, но о делах которых был тогда наслышан.

Вездеход-трицикл на пневматиках Валентина Батурина. 1987 год. Фото автора.
Вездеход-трицикл на пневматиках Валентина Батурина. 1987 год. Фото автора.

К началу восьмидесятых таких людей, увлеченных самодеятельным конструированием техники, было уже гораздо больше, а к середине этого десятилетия не было в нашем районе, наверное, уже ни одного более-менее крупного селения, где бы по улицам не катались самодельные снегоходы и мини-трактора, а во дворах не работали самодельные циркулярные станки и маятниковые пилы. Именно вот эта линейка самодельной техники была тогда основной - снегоход (трицикл на пневматиках или аэросани), мини-трактор (или самоходное шасси), циркулярный станок. Именно они отвечали основным базовым запросам наших жителей - в рыбалке-охоте, в обеспечении личного хозяйства тягловой силой, в обработке пиломатериалов при строительных работах и распиловке дров.

Самоходное шасси братьев Алексея и Аркадия Аспаевых из села Камеево. 1986 год. Фото автора.
Самоходное шасси братьев Алексея и Аркадия Аспаевых из села Камеево. 1986 год. Фото автора.

Причиной бурного роста интереса населения к изготовлению самодельной техники послужило с одной стороны возросшее благосостояние и свободное от производственной деятельности время, которое можно было потратить на себя и свои интересы, а с другой стороны - возросшая материально-техническая оснащенность предприятий и организаций, где все большее количество людей, прекрасно разбирающихся в технике и умеющее с ней управляться, имели доступ и к материалам с запчастями, и к инструментальной базе предприятий, в мастерских которых можно было производить кузнечно-токарно-сварочные работы, необходимые при изготовлении самодельной техники. Ну, и в третьих - возросли запросы в обществе на повышение механизации работ в личных хозяйствах с одной стороны и полную невозможность эту потребность удовлетворить - не было в магазинах тогда ничего из средств механизации, мотоблок был редкостью, мини-тракторов не выпускали вовсе, а большие же трактора в личное пользование до 1988 года не продавались. Вот и выходило так, что приходил домой человек с производства, где работал в более-менее приемлемых условиях, где механизация с каждым годом всё более и более облегчала ручной труд - и что он имел для механизации труда уже в своем хозяйстве? Садовую тачку да вилы с лопатой. А личные подсобные хозяйства тогда были большие - скотины много держали, огороды не только полностью засаживали, но и в поле картошку выращивали, сена много заготавливали. Везде нужна техника - хоть огород вспахать, хоть земли с навозом весной привезти, хоть мусор на свалку вывезти, хоть баллон с газом съездить обменять. А если бы еще и уход за картофелем механизировать? Сколько же труда на прополку-окучивание уходит? А если бы еще сено после косьбы не граблями сгребать? А если бы бетон не руками месить? А если бы доски не рубанком дедовским строгать? А если бы... Вот так у людей и появлялись сначала робкие, а потом все более обоснованные и уверенные мысли - надо делать технику самому! И чем больше появлялось вокруг успешно работающей самодельной техники, тем больше людей - даже далеких по своим профессиям от механизации - загорались такой идеей, начинали чертить схемы, собирать звездочки, цепи да редукторы, в надежде и себе сделать механического помощника...

Самодельный мини-трактор Юрия Апакетова, жителя села Мишкино.
Самодельный мини-трактор Юрия Апакетова, жителя села Мишкино.

Сейчас для человека, захотевшего что-нибудь сконструировать, проблем особых нет. На металлобазах есть любой металлопрокат, на разборе можно купить любую деталь, узел, агрегат, инструмент же тоже любой в магазине есть, как и крепеж любого размера. В те годы было по-другому. Легче было только с деталями и узлами от сельхозмашин и спецтехники - различные подшипники в корпусах, шкивы, ремни, звездочки, цепи, валы, обгонные муфты, редукторы разного вида, кронштейны и опоры разные - всё это можно было свободно снимать на машинных дворах колхозов и совхозов со списанной, подготовленной на сдачу в металлолом, техники - договорившись с механиком или завгаром. Они же могли и новыми деталями и узлами со своих "каптерок" и складов обеспечить - склады тогда ломились от запчастей, поставляемых через централизованную систему снабжения. Самая ходовая валюта - бутылка водки. Ею же расплачивались и за услуги токаря-сварщика. В нашем селе тогда много было организаций с хорошей инструментальной базой и доступ в их мастерские "с улицы" был тогда свободный - ни вахт на входе, ни пропусков никаких не требовалось. А сварить-выточить-сковать можно было тогда только там - в личных мастерских самодельщиков были в лучшем случае лишь слесарные тисы, электронаждак да гаечные ключи, ну и зубила-рашпили-молотки конечно.

Самодельная техника автора, изготовленная в то время. 1992 год.
Самодельная техника автора, изготовленная в то время. 1992 год.

Проблемы были с двигателями для самоделок. Выбор был совсем невелик. Большой популярностью пользовались "пускачи" от разных марок тракторов - из-за их доступности. Были еще стационарные двигатели ЗИД, УД-2, УД-25, удачей считалось приобрести и двигатель от мотороллера "Тулицы" или "Электрона", так как они тоже имели принудительное охлаждение. Беда была только в том, что двигатели эти были уже хорошо "похоженные", жизнью изрядно потрепанные, требующие ремонта - а где запчасти брать? Приобрести же новый двигатель было очень проблематично, практически невозможно...

Самодельный мотоблок того времени был прост – двигатель от «Туриста», промежуточный вал, две цепные передачи, ходовой вал с приваренными ступицами колес – вот и вся конструкция. Фото автора.
Самодельный мотоблок того времени был прост – двигатель от «Туриста», промежуточный вал, две цепные передачи, ходовой вал с приваренными ступицами колес – вот и вся конструкция. Фото автора.

Трудности были и с информативной базой. Специализированных печатных изданий по техническому творчеству было немного - это журналы "Моделист-Конструктор", "Техника-молодежи!" и "Юный техник". Только в первом из них на постоянной основе в рубриках "Малая механизация" и "Общественное КБ" печатались материалы по самодельной технике с подробными схемами и чертежами. Конечно, в те годы это был самый популярный журнал среди любителей конструирования, его разовые тиражи в восьмидесятые годы возросли до миллиона экземпляров. Еще была телепередача "Это вы можете", выходила она не чаще трех-четырех раз в год, но только в ней можно было увидеть самодельную технику вживую, в движении - всё это вызывало огромный интерес у людей, занявшихся конструированием. Государство тогда поощряло это массовое увлечение, особенно, после 1985 года, когда вышло известное постановление "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Считалось, что многие люди пили тогда от неумения организовать свое свободное время, от недостатка увлечений и хобби. Отчасти так и было, конечно. В те годы стали организовывать в хозяйственных магазинах отделы по продаже материалов с производств, необходимых самодеятельным конструкторам, организовывались кружки и секции по техническому творчеству. Главное, что сделало государство - разрешило ставить самодельную технику на учет в Гостехнадзоре. Безо всяких экспертиз и волокиты самодельный мини-трактор можно было поставить на учет, получить номер на него, техпаспорт да еще и права тракториста. Всё это по простому заявлению. Но и без документов самоделки тогда на дорогах чувствовали себя совершенно спокойно - работники ГАИ никаких препятствий не чинили. Мотоблоки, мини-тракторы, самоходные шасси, а зимой и снегоходы - без всякой опаски разъезжали по улицам села, автомобильным трассам и проселкам. В нашей газете "Дружба" была даже тематическая страница "Клуб мастеров", выходившая раз в месяц, и рассказывающая о достижениях сельских умельцев. А с конца восьмидесятых на ежегодных сабантуях стали проводить районные смотры-конкурсы самодельной техники, причем колонна этих самодельных машин открывала весь парад сабантуя в его начале. Увы, все кончилось с развалом страны в начале девяностых...

Документы на самодельную технику в конце восьмидесятых-начале девяностых можно было получить в Гостехнадзоре просто по заявлению.  Технический паспорт на мини-трактор, изготовленный автором в то время.
Документы на самодельную технику в конце восьмидесятых-начале девяностых можно было получить в Гостехнадзоре просто по заявлению. Технический паспорт на мини-трактор, изготовленный автором в то время.

Прошли десятилетия. Что изменилось с самодеятельным конструированием? Да все изменилось. Это больше не массовое увлечение, несмотря на обилие самодельной техники, мелькающей в интернете. Но зато сейчас делают самоделки такие, что они и заводским не уступят. Базы у тех, кто этим занимается, мощнейшие. Появилась новая тенденция - производство самостоятельно изготовленных изделий на заказ, причем это уже не штучные оригинальные модели, а настоящее мелкосерийное производство, производимое по отработанной и проверенной схеме. За тех людей, кто свое первоначальное увлечение сумел превратить в дело, в бизнес, приносящий постоянный доход и обеспечивающий занятостью не только самого мастера, но и нанятых подручных - можно только порадоваться. Что ж, все течет, всё меняется, вот и в самодеятельном конструировании техники, когда-то массово начинавшимся в восьмидесятые годы - новый этап. Этап, характерный с одной стороны снижением массового интереса к изготовлению самодельной техники, но с другой - повышением мастерства и профессионализма тех, кто этим занимается, улучшением всех эксплуатационных качеств изготавливаемых моделей и, конечно, их дизайном, отделкой, совершенством форм. Ну, а радость от созидательного творческого труда - что тогда, что и сейчас - всегда сопровождает человека на этом пути. И это, наверное, главное, что не дает человеку опускать руки при неудачах, а придумывать всё новые и новые технические решения, претворяя их затем в жизнь...

А вот такую самостоятельно спроектированную и изготовленную технику делают сейчас. Мини-погрузчик жителя села Мишкино Ярослава Саликова. Фото взято из социальной сети Вконтакте.
А вот такую самостоятельно спроектированную и изготовленную технику делают сейчас. Мини-погрузчик жителя села Мишкино Ярослава Саликова. Фото взято из социальной сети Вконтакте.