Здравствуйте, уважаемые читатели и гости канала! В России есть один участок железной дороги, который является единственной левосторонней линией (или, как говорят железнодорожники, левак). Это Москва - Рязань.
Почему это так, и как левостороннее движение превращается в правостороннее после Рязани, мы рассмотрим далее.
Движение поездов на российских железных дорогах организовано так же, как и на автомобильных. Поезда движутся по правой стороне пути. Поэтому, если вы сидите на левой стороне, то можете видеть из окна встречный путь и встречные поезда. Так устроено российское движение, и это нормально:
Участков, где все наоборот, не так много. Есть совсем небольшие участки, например, от Ленинградского вокзала Москвы до станции Петровско-Разумовская (на которой всего три остановки), где электропоезда идут по левосторонней схеме движения.
Однако из всей Московской железной дороги только на участке Москва - Рязань используется левосторонний режим.
В настоящее время это участок железной дороги, по которому проходят поезда, следующие на юг от Москвы. Если вы едете на юг (особенно к Черному морю - в Крым или Краснодарский край) с Казанского вокзала Москвы или Санкт-Петербурга, то, скорее всего, будете проезжать именно здесь. Сегодня линия Москва-Рязань считается самой загруженной на Московской железной дороге.
Дорога строилась в несколько этапов. Сначала от Москвы до Коломны, а затем до Рязани. Эти два участка дороги проектировали англичане, а помогали в строительстве французы, поэтому они все делали по-своему, так, как привыкли, т.е. организовывали левостороннее движение. В Российской империи того времени дороги все еще были частными, и правительство не могло настучать проектировщикам по голове за отступление от складывающихся традиций.
Кстати, если у англичан машины ездят слева, то с французами все куда более интересно. Во Франции автомобили ездят справа, а поезда - в основном слева.
Дальше от Рязани дороги строились по-нашему. Для того чтобы поезда могли менять направление движения, был построен специальный мост, позволяющий поезду, идущему по одному из путей, переехать через встречные рельсы.
В советское время рассматривался вопрос о реконструкции линии, чтобы организовать движение по правым путям, как в других местах. Но в итоге от этой идеи отказались: слишком велики были затраты на перестройку инфраструктуры.
В сети до сих пор ведутся споры об удобстве такой организации движения. Основной аргумент противников движения по левому пути заключается в том, что, дескать, пешеходы при переходе железнодорожных путей привычно смотрят сначала налево, а потом направо, а в данном случае нужно делать наоборот.
На это обычно приводятся два контраргумента. Во-первых, люди, живущие в направлении Рязани, уже привыкли смотреть сначала направо. Во-вторых, даже при пересечении обычной железной дороги с правосторонним движением нужно держать ухо востро и обязательно смотреть в обе стороны, так как поезд теоретически может появиться откуда угодно.