Кино является отражением процессов, происходящих в обществе. Оно фиксирует некие нормы и способы их нарушения. Во все времена оно, с одной стороны, изображало принятые на данный момент образцы поведения. С другой - само активно формировало их. Известные актёры и актрисы служили "примерами для подражания", "ролевыми моделями" миллионов своих почитателей. Вернее, не сами звёзды, а созданные ими популярные образы, от которых в реальной жизни они могли быть достаточно далеки. Хотя бы потому, что персонажи архетипичны, а реальный живой человек сложнее любого "архетипа".
Какое же представление о "настоящем мужчине" доминировало в "золотую эру кино" - 30-60е? Во многом оно отталкивалось от принятого тогда отношения к женщинам. Их воспевали в песнях и стихах, о них заботились, защищали, опекали, снисходительно принимали их слабости. И в то же время - считали глуповатыми, ограниченными, неспособными нести ответственность за свою жизнь и сравняться с мужчинами хоть в чём-нибудь. В те времена мужчина, который советуется с женой, прежде чем предпринять что-нибудь, считался "тюфяком" и "слюнтяем" даже самими женщинами. Да, тогда прекрасная половина человечества млела от поведения, которое сегодня называют "абьюзом". Легенды кино этого периода - Ален Делон, Хэмфри Богарт, Марлон Брандо, Кларк Гейбл - разговаривают с дамами снисходительно, нагловато, "сверху вниз", всё решают за них. У них могут быть лощёные манеры, но в случае чего они особенно не церемонятся. Цинизм они считают скорее достоинством, чем недостатком.
Некий сдвиг произошёл в 70-е - одновременно с подъёмом первой волны феминизма. Уже в "Крёстном отце" Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино, пытающийся играть эту извечную патриархальную роль, изображён чудовищем, которое в итоге губит и себя и окружающих. К сегодняшнему дню общепринятый мужской образ трансформировался в ещё большей степени. И здесь, мне кажется, мы не можем пройти мимо Генри Кавилла. Именно потому, что он специализируется на создании предельно маскулинного образа. На первый взгляд, того же самого, "классического", да не совсем.
Ещё раз оговорюсь - речь идёт о сыгранных им персонажах. В реальности актер далёк от идеала. В детстве и юности он был толстым, физически неразвитым, подвергался буллингу. Звонил матери и плакал в трубку. Наконец она довольно резко попросила его "взять себя в руки и справиться с этим". Он справился - плоды его работы над собой нам всем хорошо известны. Но в итоге он затаил обиду на свою мать и весь женский пол. По слухам, со своими пассиями он обращается ужасно, а на съёмочной площадке ведёт себя с партнёршами холодно и высокомерно - как и с прочими представительницами женского пола в киноиндустрии. Именно это послужило главной причиной его увольнения из сериала "Ведьмак". В отличие от Тома Круза, он бережёт своё здоровье и отказывается выполнять большинство трюков, что создаёт немалые трудности при монтаже экшен-сцен с его участием, а точнее, неучастием. Кроме того, он страдает от игровой зависимости.
Но одним из заметных элементов современной культуры и массового сознания является не он, а его образы. Чем же характерны создаваемые им роли? На первый взгляд, он воспроизводит всё тот же ожидаемый мачистский, героический, гипермаскулинный архетип. При этом он более сдержанный, спокойный, рефлексирующий и даже, в определённой степени покорный и зависимый от женщин и их мнения. Он воплощает подсознательную женскую мечту: необузданное и опасное мужское начало на службе у чувствительного и сострадательного феминного. Он более лоялен, доверчив, но надёжен, как скала. Он благороден, чист и силён духом, проницателен, но не циничен. В каком-то смысле он сложнее старых, "классических" мужских персонажей. Он загадочнее и эмоциональнее, хотя сохраняет разум ясным и холодным. Все эти свойства делают Ведьмака, Супермена или Альберта Мондего неотразимыми в глазах публики - прежде всего женской.
Интересный факт: В 2020-м году Кавилл обратился к россиянам перед днём голосования по Конституции и призвал выступить против поправок. Он сказал, что пока нет поправки о признании пк-гейминга частью традиционных ценностей России, за поправки можно не голосовать. Оказывается, он ещё и большой шутник.