Ничто не ново под Луной, и трагедия персонажа, созданного Патрицией Хайсмит (в 1965), – эта всё та же трагедия «маленького человека», которую изобразил до неё Теодор Драйзер (в 1925). И Том Рипли, и Клайд Гриффитс хватаются за шанс пробиться в «высшее общество», пусть даже посредством преступления. Они заложники социальной системы, в которой от рождения одним достаётся богатство, а другим – бедность. Если человек не родился в богатой семье, то он может либо постараться наняться к «владельцам заводов-газет-пароходов», либо ждать случая поймать свою «птицу счастья». Может, конечно, и смириться. Но это не случай Рипли и Гриффитса. Честные люди идут тяжёлым, долгим путём, не дающим гарантий успеха, – путём учёбы, упорного труда, выслуживания. Беспринципные изыскивают другие варианты. Мышление Клайда всегда было языческим, чуждым всяких условностей. Клайд Гриффитс легко притворяется, ведёт себя так, как ожидают от него те или иные люди. Рипли – тоже: Если хочешь быть бодрым, или меланхоличн