С возрастом я сильно охладел к нашей экранизации «Трёх мушкетёров» Г. Э. Юнгвальда-Хилькевича, которую когда-то, как и все дети 80-х, обожал. Но вот продолжение «Мушкетёры двадцать лет спустя» этого же режиссёра, на мой взгляд, хотя и сильно уступает первому телефильму, обладает ... большим запасом прочности, что ли.
Для начала это всего третья экранизация романа в мире, и при этом первая - ещё немое кино 1922 года. Режиссёр, уже как минимум заслуживает признания за то, что он вообще взялся за это дело. А во-вторых, «Двадцать лет спустя», уже не развесёлый, местами не уместно задорный, по-детски наивный мюзикл - это уже серьёзная приключенческая драма, писанная мрачными красками.
Да, песни тоже есть, но совсем другого характера, для сравнения - умилительно глупенькая песенка Кетти «Святая Катерина, пошли мне дворянина...» и зловещий гимн матери Мордаунта «Она, всё равно, лучше всех на земле...», в исполнении Игоря Наджиева. Как будто после передачи «Спокойное ночи, малыши» сходу переключиться на сериал «Игра Престолов».
И вот, главная удача Юнгвальда-Хилькевича в этой экранизации – Виктор Авилов в роли Мордаунта. Гениальный актёр, несмотря на специфическую внешность опереточного злодея, у него напрочь отсутствует базовая отрицательная харизма. То есть, как актёр Авилов был универсален: надо сыграть злодея - вот он негодяй, нужно хорошего и честного парня («Сафари № 6»), - будет такой парень. Есть в роли сына Миледи, некоторая наигранность, но это, скорее уже общий метод свойственный режиссёру.
Пожалуй, не стоило и увлекаться «воскрешением» Мордаунта, это кажется уже совершенно излишним.
Вот выбор актёра на роль герцога де Бофора, можно было бы назвать мискастом, если бы не одно странное «но». Сейчас вспоминаю, что, когда в детстве первый раз читал роман, у меня не сложилось чёткого образа де Бофора, поэтому то, что герцога играл Игорь Борисович Дмитриев меня вовсе не огорчало. Скорее расстраивало то, что персонаж этот в отличии от романа совсем уж проходной.
Но какая блестящая ирония: Игорь Борисович Дмитриев, конечно, никак не похож на Франсуа Бурбона-Вандома, 2-го герцога де Бофора (1616-1669), но согласитесь, дамы и господа, разве он не напоминает ... некоего другого, более чем известного персонажа?
И именно - короля Франции, Генриха IV, деда герцога де Бофора. Вообще, крайне любопытное сходство.
Может быть, следовало взять на роль Бофора, актёра, более соответствующего по возрасту? Ах, да - несоответствие актёров возрасту их персонажей, можно назвать даже «фирменным стилем» Юнгвальда-Хилькевича. Но вот, какая штука, по моему скромному мнению, был в этой его команде артист, которому роль Франсуа Бофора подошла бы куда больше, чем та, коей режиссёр его наделил.
Как известно, третья часть снималась одновременно, «залпом» со второй, и взрослого Рауля де Бражелона играет Андрей Соколов. И вот, наверное, роль Бофора была бы для него более удачным артистическим вложением в фильмографию.
Знаю, что многие, со мной не согласятся, но оба Рауля в наших мушкетёрских продолжениях, и «старый», и юный - полный провал. Персонаж виконта у нас вместо того, чтобы быть драматичным - невыносимо скучен.