Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Погребенный кинжал» Джеймса Сваллоу: а Ересь-то кончилась...

Нормальные люди начинают с начала. Я, пожалуй, продолжу с конца. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Джеймса Сваллоу «Погребенный кинжал» — 54-й и последней номерной книге «Ереси Хоруса».

В этой книге Хорус призывает Гвардию Смерти к атаке Терры. Барбарус уже уничтожен Темными Ангелами, Тифон уже стакнулся с Лютером… многое произошло. Хорус намерен воссесть на Золотой Трон — и ничуть не сомневается, что это ему удастся, как и все, кто пошел за ним. Вряд ли кто-то в воинстве еретиков понимал, что представляет собой Золотой Трон, и что произойдет с тем, кто усядется на эту свечку…

В этом романе будут названы имена первых Серых Рыцарей Титана — увы, не обо всех сказано, кто из них кто, отсюда многочисленные спекуляции на тему «Севатар стал Хироном», которые ничем не подтверждаются, но и опровергнуть их сложно. Но о Странствующих Рыцарях мы кое-что узнаем в дополнение к предыдущим книгам. Взаимоотношения между лоялистами из разных легионов примечательны и довольно-таки доставляющи. Однако ими движет единая цель — приходится искать общий язык, хотя и с разным акцентом.

Любопытно, что, как и Мортарион не во всем понимает Хоруса, Странствующие Рыцари часто не понимают, что они делают, какую цель преследуют приказы Малкадора Сигиллита и чего он пытается добиться.

В этом романе многое рассказывается о XIV легионе и о самом Мортарионе. Парадоксальным образом истоки легиона и юность примарха будут освещены не в сольнике, а именно здесь. Сваллоу очень подробно поведает о молодости Морта, его жизни на Барбарусе, историю его усыновления владыкой Некаре. Здесь будет показан глубокий внутренний конфликт Мортариона. С одной стороны, он на дух не переносит все, связанное с варпом. С другой, варп дает ему и его десантникам особое могущество. И в этой книге станет понятнее роль Каласа Тифона в коррапте всего легиона.

Мортарион. Худ. Nezermoar
Мортарион. Худ. Nezermoar

Если вы вдруг идеализировали Мортариона — в принципе, это возможно после сольника, и в комьюнити модно искать хорошее в однозначно отрицательных персонажах… в общем, первые же главы «Кинжала» не оставят для этого никаких оснований. Будущий легион доброго Дедушки идет и делает то, чему его учили: кромсает все, до чего дотягивается. Мортарион устал от криков и доволен, если попадает на мир Механикус, где рабочим заменяют масками рты и носы (остросоциальная метафора, которую большинство читателей, увы, не считывает, как и гротескную сатиру на экологическое неблагополучие промышленных городов), — в этом случае они не могут орать. А вот отказаться от геноцидов он не может. Хорус же приказал. А ослушаться Хоруса невозможно. Смысл в массовых убийствах — иррациональный: они совершаются как массовые жертвоприношения Четверке. А благодаря барбарусским флэшбекам становится понятно, что движет Мортарионом и ГС.

Идеализм.

Недаром другой персонаж из Гвардии Смерти — Натаниэль Гарро — в этой книге скажет, что лучше быть идеалистом, чем слабаком и предателем. И если Мортарион предал Императора, то себе он в какой-то мере остался верен, хотя и вывернул наизнанку все свои убеждения.

Мало-помалу мы проследим медленное сошествие Гвардии Смерти в настоящий ад — в объятия Дедушки. И то, как Тифон, будущий Тифус, направляет это движение. Но им движет не его собственная воля: Кайлас превратился в эмиссара, а по сути — проводника воли Губительных Сил. Видно мучительное непонимание и беспокойство Гвардейцев Смерти и самого Мортариона — людей рациональных и прагматичных, вдруг очутившихся в ситуации, вообще не подверженной ничему разумному.

В этом романе мы внезапно наткнемся на… Ходячий Замок. Правда, вместо забавного волшебника в нем будут обитать техноварвары, но отсылочка повеселила.

Еще внезапнее было наткнуться на цитату из Ницше. Общеизвестную, правда, но в устах Императора она была неожиданной. Интересно, что еще Он читал на своем веку…

Гарро, упрекающий Малкадора в безответственности, — это бесценно.

Появления Императора — недолгие, но колоритные.

Натаниэль Гарро и Эуфратия Киилер. Худ. Наталия Машинская
Натаниэль Гарро и Эуфратия Киилер. Худ. Наталия Машинская

Построение романа — не линейное. В нем имеются три главные сюжетные линии: сюжетка современной Гвардии Смерти, сюжетка Мортариона на Барбарусе и очень важная сюжетка Странствующих Рыцарей, а также дополнительные — и тоже важные — линии Гарро и Локена; они перемежаются, и таким образом нам становится понятнее, откуда растут ноги у многих событий книги и последующих перипетий Осады.

Сваллоу, в общем, верен себе: роман выдержан в жанре боевика и космооперы. Рассчитывать на твердую научную фантастику от Сваллоу не надо, он никогда ее не писал, а если пытался, получалось не очень. А вот космоопера с элементами мистики и бодихоррора — весьма обильными, и как же иначе, если речь о Гвардии Смерти, — у него вполне пристойная.