Найти в Дзене

Футуристический дэнди: деревянная ложка в петлице, букет моркови вместо цветка и цилиндр.

Давид Бурлюк с раскрашенным лицом, в цилиндре и с деревянной ложкой в кармане.
Давид Бурлюк с раскрашенным лицом, в цилиндре и с деревянной ложкой в кармане.

После победы Великой Революции 1917г перемены коснулись всех областей культуры и моды. На сломе веков появилось множество новых течений, одно из которых- футуристы-проявилось в России по полной. Большинство пропагандировавших это направление, были из среды искусства: поэты, художники, писатели, пытавшиеся выразить через свой образ отношение к действительности, обратить на себя внимание. Самое курьёзное, что большинство обывателей они интересовали не как творцы новой культуры, а как раз из-за своего вида. Костюм футуристов был своеобразной саморекламой.

Одетые в желтые блузы, с разрисованными лицами Бурлюк, Каменский и Маяковский, возвышавшиеся над толпой за счёт цилиндров, обеспечивали продажи билетов на свои выступления.

В.Маяковский в желтой блузе.
В.Маяковский в желтой блузе.

Появившись в Москве как противопоставление чопорному костюму Петербурга, футуристический костюм провоцировал скандал.

Я сошью себе чёрные штаны из бархата голоса моего. Жёлтую кофту из трех аршин заката. (Маяковский)

Упомянутая уже жёлтая блуза Маяковского вызывала параллели с желтым домом, но именно она стала символом всего направления, цветом авангарда.

Курьёз: знаменитую желтую блузу, по одной версии, сшитую матерью поэта из шторы, по другой- из куска ткани, изъятой у сестры, Маяковский вначале возненавидел. Зато потом сделал из неё своеобразный фетиш. Полиция не пропускала на публичные выступления в скандальном виде, в частности в этой блузе, тогда Маяковский проносил ее под верхней одеждой, переодевая непосредственно перед выступлением. Примечательно было и то, что черный бант, украшавший блузу, ассоциировавшийся с Блоком, на желтом фоне смотрелся пародией.(Черный бант подарила художница Вера Шехтель)

Свою первую книгу стихов поэт хотел назвать «Желтая кофта», или «Кофта фата», как и одно из известнейших его стихотворений той поры. В 1918г на выставке Профессионального союза художников в Москве демонстрировался его «Автопортрет в желтой кофте». Скандал был вызван тем, что жёлтый считался женским цветом.

Д.Д.Бурлюк и В.Г.Шершеневич одевались в желтые блузы, желтые нашивки украшали пиджак Каменского. Именно в желтом одеянии изобразил себя А.В.Лентулов в автопортрете, не без иронии названном «Le grand peintre».

Лирическое отступление: благодаря Д.Бурлюку мы знакомы с поэзией Маяковского. Они познакомились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Как-то Маяковский прочитал свое стихотворение Бурлюку, а тот так проникся, что стал представлять приятеля:" Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский!" На все возражения Владимира Маяковского Бурлюк заявил : «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение».

Бурлюк, Гончарова, Зданевич с раскрашенными лицами.
Бурлюк, Гончарова, Зданевич с раскрашенными лицами.

Весной 1914г футуристическая мода шагнула в Петербург. Все началось с доклада Зданевича «Раскраска лица» в известном заведение «Бродячая собака». Городская декоративная косметика, противопоставлявшаяся природной простоте, отличалась от футуристической раскраски. Отрицая обычный грим, Зданевич утверждал, что «чистое лицо противно» и рассматривал лицо как поверхность, которую требуется декорировать.

В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк, В.В.Каменский, А.Е.Крученых, К.А.Большаков, «всек» Зданевич и «вселенич» Грипич, даже некоторые московские дамы ходили с раскрашенными лицами. Вкупе с желтыми блузами и цилиндрами вид у них был весьма экстравагантный.

Футурист Владимир Маяковский, как и указано на фотографии. Рекламный плакат для выступления в Казани.
Футурист Владимир Маяковский, как и указано на фотографии. Рекламный плакат для выступления в Казани.

Впрочем, Ларионов присоединившимся дамам расписывал не лицо, а грудь. Мужчинам Ларионов предлагал не ограничился одним только искусством макияжа, а ввести раскраску волос, украшение бороды и усов цветными и золотыми нитями, заплетая их в косички. (Ранее это встречалось у Бакста, если вспомнить его цветные парики.)

Корреспондент «Московской газеты», внимательно следивший за деятельностью Ларионова, сообщал также о его стремлении оказать воздействие и на область мужской одежды: «Нужно сознаться, что новые горизонты, которые собирается открывать Ларионов, довольно скромного свойства и специфически лучистого в них не очень много. Так, он предлагает мужчине отрешиться от крахмального белья и носить исключительно мягкое и исключительно белое. А материал для летнего платья должен быть шелк или полотно, для зимнего шерстяная материя. <…> Брюки вверху широки, внизу совершенно прямые — зимой и короткие до колен летом. Летние сандалии на босую ногу. <…> Грудь Ларионов не советует закрывать, — «мужская красота должна быть открыта»

М.Ларионов
М.Ларионов

Костюм самого Ларионова был настолько эффектен, что на бал-маскараде «Охотничего клуба»1914г костюм-пародия «Райская птица» с отсылкой на него, привлек всеобщее внимание.

Так что появлению боди-арт, декоративного макияжа, профессий художника-дизайнера костюмов, стилиста, консультанта по имиджу мы обязаны футуристам. Все новое- глубоко забытое старое.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки приветствуются!