Я уже не раз писал, что у большинства людей преобладает стереотипное мышление. Столкнувшись в первый раз с каким-нибудь явлением или узнав информацию, у человека формируется стереотип и он заранее имеет оценку при следующем столкновении с явлением.
Стереотипы - это нормально, они есть у всех, гораздо хуже, когда они переходят в предрассудки и воспринимаются некритически. Реальность может давно поменяться, но человек с упорством, достойным лучшего применения, может погрязнуть в своих стереотипах и предрассудках настолько, что будет отрицать реальность. Примеров масса.
Сходите на любой форум, где обсуждают сельское хозяйство. Там будут множество людей с комментариями про заросшие поля, иностранные продукты, ничего не выращиваем, только покупаем. И переубедить в обратном будет невозможно. Я вот часто езжу по России-матушке и вижу бесконечные поля везде, где можно заниматься эффективным сельским хозяйством. Да, может где в Сибири или Нечерноземье и заросли поля, только вот там всегда можно было заниматься только мелкоочаговым полеводством. То есть выращивать на отдельных пригодных участках, а не как это делали в СССР - корчевали леса и засеивали все без разбору, в результате чего получали урожай зачастую не больше, чем сажали.
Другой пример - это ЕГЭ-угадайка. Это вам скажут на любом офруме, посвященном образованию. А заодно и про бесчисленных кавказских стобалльников. Хотя это давным-давно не соответствует реальности, угадать в КИМ для ЕГЭ уже давно невозможно, а в республиках Северного Кавказа самые плохие результаты ЕГЭ в стране и стобалльников считанные единицы, но попробуй это доказать таким людям.
Вернусь же к теме, которая в заголовке. Стереотипный нефтяник в нашей стране - это какой-то темный богач (так забавно говорят в наших местах про очень богатых людей), который гребет деньги лопатой, при этом почему-то не напрягаясь. Вот замечательный образчик стереотипного народного творчества
В этом комментарии замечательно все. Я рад, что нефтяники не имеют финансовых проблем, даже вахтовики, которые что-то бурят и качают. При этом люди считают, что дети только и мечтают, как стать депутатом и нефтяником.
Итак образ стереотипного нефтяника - это моложавый подтянутый красавец, баловень судьбы, который сорит деньгами направо-налево и женщины его любят. Как в том анекдоте
А вот реальность, как обычно, совершенно иная и суровая, рядовой нефтяник в жизни выглядит зачастую так.
Или так
Если не верите мне - то сходите на буровую, особенно в весеннюю распутицу и посмотрите на ребят на ситах в ЦСГО. Или в бригаду капремонта скважин после выброса. Окажется, что я еще и преуменьшил.
Откуда же взялись стереотипы про сплошь богатых нефтяников и что это сплошная каста избранных, попасть в которую могут только избранные?
В советские времена нефтяники получали неплохо. Конечно рассказы в тысячные зарплаты нефтяников большей частью выдумки, получать столько могли только в совсем хардкорных условиях при условиях выработки всех полярок с коэффициентом 1,8, лучше 2. Например в каких-нибудь Ногликах или Верхне-Эчинском месторождении под Анадырем. И работать в каком-нибудь разведывательном бурении, где труд мало чем отличается от каторжного. Обычно нефтяники получали куда скромнее, рублей 250 было у помбура КРС в 70-х годах в европейской России, на севере порядка 400-450 рублей. Это были очень неплохие деньги по тем временам, плюс еще льготы и снабжение. При этом людей не хватало, уж больно тяжелый труд нефтяника, да еще практически неизбежно связанный с вахтой, которая не для всех. Кроме того, в нефтяной отрасли выше требования к опыту. Так, например, практически во всех отраслях наиболее востребованы специалисты с опытом работы от года до трех — у них оптимальное соотношение зарплат и профессиональных навыков. В нефтегазе ситуация сложнее — здесь более востребованы специалисты с опытом работы от 3 до 6 лет.
Ситуация изменилась в 90-е. Все перевернулось с ног на голову. Люди массово теряли работу, рабочей силы был избыток, при этом весьма квалифицированной. Нефтянку это тоже коснулось. Добыча нефти резко сократилась так в конце 90-х добыча упала на 48 процентов относительно 1989 года. Людей выгоняли на улицу. Но при этом нефтяники были в привилегированном положении. Во-первых, именно тогда относительно других нефтяники получали очень неплохо. Один мой коллега любит вспоминать, как он отработал первую месячную вахту помбуром и заработал на видеодвойку. Это было просто "Вау" по тем временам. Рядовой учитель наверно с полгода должен был работать на такую роскошь. Тогда он чувствовал себя Рокфеллером.
Но еще более важным было то, что зарплату им платили без задержек. Если врач, учитель, библиотекарь и любой другой госслужащий мог не получать ее месяцами, то нефтяникам обычно платили день в день. Вот тогда нефтяники и были в почете и могли вести себя как в другом пошлом анекдоте
Тогда попасть в нефтянку без связей и/или взятки было практически невозможно. Это была замкнутая система, где нередко процветали семейные кланы. Отец подтягивал сына, после он заменял отца.
Второй ренессанс нефтяной промышленности произошел уже в начале 2000-х на фоне общемирового подорожания нефти и стабилизации ситуации в стране. Потребовались люди, много людей. Старые кадры, которые работали до краа отрасли уже приспособились к новым реалиям и снова в нефтянку не торопились идти. Тяжело и возраст уже не тот. Поэтому требования к кандидатам стали снижать, постепенно, понемногу, но попасть уже было не проблематично. Было бы желание.
При этом одновременно шел другой процесс. Медленно, но неуклонно стали подтягивать зарплаты в других отраслях народного хозяйства. Да, на Севере в нефтянке в среднем получают больше, чем по стране и сейчас, но и работа у него в целом сложнее, вреднее и тяжелее, чем у среднего работника в других отраслях. Но разрыв в оплате при этом не такой уж и существенный. Поэтому далеко не все согласятся ехать и получать условные сто тысяч, когда дома есть возможность получать условные 70. А на том же Севере вообще зачастую просто бессмысленно идти в полевые нефтяники, в городе многие получают минимум также.
Серьезный кадровый дефицит возник где-то в середине прошлого десятилетия Особенно силен он оказался среди полевых работников, как и рабочих, так и ИТР. В офисах было все нормально, найти же помбура или супервайзера оказалось сложнее, чем специалиста в ЦДНГ. Тогда требования к полевым работникам вообще сильно снизились. Это раньше могли выбирать кандидатов, проводили обучение, давали испытательный срок, потом проводили экзамены. А в новых условиях оказалось, что легко можно обходиться без этого, главное - это сильные руки и крепкая спина. Помбур должен быть тупым и сильным.
Начало резко увеличиваться число иностранных специалистов. Собственно их всегда в нефтянке хватало, но это были небратья-славяне. Поэтому не было трудностей в общении, да и квалификация не вызывала сомнения, так как многие из них были самыми настоящими потомственными нефтяниками. А тут стали брать уже иностранцев другого уровня, у которых умение говорить на великом и могучем - уже сильное преимущество.
Сильный удар на отрасль нанес коронавирус. Был резкий спад добычи, большие сокращения объемов работ, целые бригады ставили к стенке, а людей отправляли домой. Это шло совсем недолго, уже в феврале 2022 Путин быстро вылечил мир от пандемии, но этого оказалось достаточно, чтобы из отрасли ушли и не вернулись многие. Они просто захотели остаться дома. Да и на фоне оттока мигрантов внезапно оказалось очень много работы, да и работодатели были вынуждены поднимать зарплаты, поэтому разница в разных отраслях оказалась максимально нивелированной.
Рассмотрев историческую ретроспективу этого вопроса приступим к тому вопросу, который дан в начале стать - стоит ли идти в нефтяники, как это сделать и что вас ждет, если вы решитесь на это.