Найти тему
Живопись

Рембрандт и Саския

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Девушка в окне», 1645, 77 х 62 см, Далвичская картинная галерея, Лондон
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Девушка в окне», 1645, 77 х 62 см, Далвичская картинная галерея, Лондон

Жил одним днем

Рембрандт Харменс ван Рейн не мог похвастаться знатным происхождением, выдающейся внешностью и рациональной рассудительностью. Он верил, что счастье, богатство и любовь будут вечными. И жил одним днем – ради искусства и Саскии ван Эйленбург.
У него была молодость, талант и дерзкая решительность, чтобы рвануть в Амстердам в поисках славы и богатства. У нее – дворянский титул, миловидное пухленькое личико и многочисленная родня, к которой она приехала погостить. Их соединила взаимная симпатия, любовь и семейные узы. Но, чтобы жениться на ней, строптивому художнику пришлось надеть маску благопристойности, украсить себя степенностью и доказать свою состоятельность.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския с красным цветком», 1641, дерево, масло, 98,5 × 82,5 см, Галерея старых мастеров, Дрезден
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския с красным цветком», 1641, дерево, масло, 98,5 × 82,5 см, Галерея старых мастеров, Дрезден

Рембрандт был популярным

и нахальным настолько, что подписывал картины только именем и заламывал высокие цены, но очередь желавших заполучить свой портрет кисти Мастера не уменьшалась. Он умел виртуозно балансировать на грани искусства и повседневности, где реальность превращалась в театр, а полотна – в спектакли. Великий голландец смело «перекраивал» чужие сценарии, запутывал классические сюжеты и оставлял – но не названия картин, а загадки, над которыми бьются больше трех веков.

Он придумывал свои законы, правила и «формулы» живописи, ставил триллеры («Ослепление Самсона»), комедии («Ночной дозор»), водевили («Блудный сын в таверне») и драмы («Возвращение блудного сына»), превращая в актеров всех, кого писал. И сам нередко блистал на «подмостках», создав почти четыре десятка автопортретов.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет Саскии в красной шляпе» 1633-1634, холст, масло, 99 х 79 см, Кассельская картинная галерея, Кассель
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет Саскии в красной шляпе» 1633-1634, холст, масло, 99 х 79 см, Кассельская картинная галерея, Кассель

Но Саския была его Примадонной
Рембрандт начал рисовать ее сразу после помолвки, с трепетной нежностью влюбленного мужчины любуясь локонами рыжеватых волос и смущенной улыбкой. В своих зарисовках он примерял ей «лица» для новых ролей, наряжал в причудливые ткани и экзотические меха, награждал пышными шляпами и чудесными цветами. И она превращалась в блудницу и аристократку, в престарелую невесту и вечно юную римскую богиню Флору. И даже в «Данае» под толстыми слоями краски в рентгеновских лучах проступают знакомые черты Музы.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет молодой смеющейся женщины, возможно, Саскии ван Эйленбург», 1633, холст, масло, 52,5×44 см, Государственные художественные собрания Дрездена, Дрезден
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет молодой смеющейся женщины, возможно, Саскии ван Эйленбург», 1633, холст, масло, 52,5×44 см, Государственные художественные собрания Дрездена, Дрезден
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския ван Эйленбург, жена художника», 1640, холст, масло, 62,5 × 49 см,  Национальная галерея искусства, Вашингтон
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския ван Эйленбург, жена художника», 1640, холст, масло, 62,5 × 49 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския ван Эйленбург в аркадском костюме», 1635, холст, масло, 123,5 × 97,5 см,  Национальная галерея, Лондон
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Саския ван Эйленбург в аркадском костюме», 1635, холст, масло, 123,5 × 97,5 см, Национальная галерея, Лондон

Когда ее не стало, Рембрандт создал ее последний портрет, окутав любимую бархатом и шелком, украсив ее жемчугами и кружевами. Она смотрит с него – прекрасная и отчужденная, ушедшая навсегда любовь Мастера.

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!