С видавшей виды фотографии на Аню смотрел широко улыбающийся мальчик. Светловолосый, голубоглазый. На вид ему было лет 7-8.
Он доверчиво смотрел в объектив фотокамеры, и беззаботно улыбался. По всему было видно, что улыбка его была адресована очень близкому человеку.
(Ссылки на предыдущие главы и на следующую – в конце.)
Рука Нины Алексеевны дрогнула, и она положила снимок обратно, в свою записную книжечку, которой служила толстенная общая тетрадь в клеточку. Ане казалось, что эта книжечка с бабулей и родилась.
Настолько она, видимо, доверяла ей, что частенько туда что-то вписывала, открывала ее и что-то читала оттуда, листая странички с самыми разными эмоциями.
- Бабуль, ну, расскажи, пожааалуйста. – протянула девочка, заглядывая бабушке в глаза, как она всегда делала, когда чего-то хотела выпросить или выспросить.
- Кто этот милый мальчик на фотографии? И почему ты грустишь, глядя на нее. И вообще, зачем она тут у тебя? Ты же верность мужу хранишь, а? – снова пытливо заглянула она в глаза любимой бабушки.
- Храню, храню, егоза ты моя хорошая, - ласково ответила женщина. – Но ведь жизнь, она такая. В ней всегда есть место прошлому, которое не вычеркнуть ни из этой общей тетради, ни из памяти…
- Этого мальчика звали Петя. И жил он за теми же занавесками. Да, да, там, куда ты смотришь сейчас, - сказала, вздохнув, женщина.
*****
- Вот это да! – Аня, прихлопнув в ладоши, удобно уселась по-турецки на кровати рядом с бабушкой.
Начало было многообещающим, и рассказ, судя по всему, обещал быть очень даже захватывающим. Аня, которая только из книг и по своей коммуналке знала про жизнь, затаила дыхание.
- И, что он тоже стрелял глазками в твою сторону?! – спросила, чтобы побудить бабушку к дальнейшему повествованию.
- Да, представь себе, - засмеялась в ответ на вопрос внучки женщина. - Мы сначала с ним только в окна друг другу заглядывали, потом общаться начали.
- Общались, сидя возле своих окон? А это – как? – удивилась Аня, округлив глаза.
- У нас с ним свой язык образовался, - по-детски наивно улыбнулась в ответ Нина Алексеевна. – Вот мы и общались, как только увидим, что кто-то из нас сидит у окна.
Аня восхитилась. Ведь у них с этим Робом тоже какой-то свой язык общения моментально образовался. Они говорили жестами, стараясь губами выделять слова и буквы.
И это помогло им очень быстро познакомиться и узнать немало друг о друге. Так, Роб рассказал, как его зовут, в какой квартире он живет.
*****
Если бы не чья-то рука, которая в один миг прервала общение, Аня узнала бы больше. Например, почему он не выходит гулять или в какую школ после каникул пойдет.
Впрочем… вряд ли бы она задала этот вопрос, ей бы помешала природная деликатность, которую ей передала бабушка. Но девочке очень хотелось знать, что случилось с ее новым знакомым.
- Да ты не слушаешь меня, - голос Нины Алексеевны вырвал Аню из приятных воспоминаний, врезавшихся в ее память и которые эта память ей ассоциативно выдавала.
- Слушаю, бабуля, - озорно тряхнув головой, сказала Аня. – У вас с твоим Петей язык общения выработался. Вот, видишь, все я слышала.
- Просто у нас с Робом точно так все случилось. Быстро-быстро. Но ты, бабуль, не отвлекайся, и продолжай, - поерзав от нетерпения на кровати, сказала девочка.
- В отличие от твоего Роба, со здоровьем у Пети было все хорошо. И мы однажды увиделись вживую.
- А однажды – это, наверное, 1 сентября, когда летние каникулы закончились? – догадливо подсказала Аня.
- Да, ты права, так и было. Он на этом фото, которое ты видела, стоял во дворе, выйдя из машины родителей, - продолжила Нина Алексеевна.
*****
- Они вернулись с дачи, а мы из театра. У моей бабушки в руках был фотоаппарат, я взяла и щелкнула Петю. Это его единственное фото…
- Ну, и куда девался твой Петя, - нетерпеливо перебила бабушку Аня. – Куда он пропал?
- Если бы я знала, куда он девался… - задумчиво сказала Нина Алексеевна…
- А вы с ним больше и не свиделись? – испуганно спросила Аня, сочувственно поглядывая на расстроившуюся бабушку.
- Да нет, что ты, виделись, - ответила женщина. – Мы же в одной школе учились. И не было ни одной переменки, чтобы Петя не пришел ко мне в класс, а мы дверь в дверь с ним учились. Считай - одноклассники…
- Он, что, ухаживал за тобой? - затаив дыхание, спросила Аня.
- Ухаживал, - нехотя ответила Нина Алексеевна. – Мы не встречались, потому что Петины родители расписали его день по часам. Он был занят.
- А как тогда ухаживал! – возмутилась Аня. – Через окошко? На переменках?
*****
- Да, представь себе, так это и было, - мечтательно улыбаясь, ответила женщина. – Однажды Петя даже заговорил о том, что мы могли бы пожениться после школы…
- И, что? Почему ты тогда за дедушку вышла замуж, а не за своего Петю?
- Потому, что не судьба, – отвернувшись от внучки, торопливо ответила Нина Алексеевна.
- Ну, да, не судьба, - рассудительно ответила Аня. – Ведь тогда бы не было моего папы? Не было бы и меня!
- А … что было дальше… Почему Петя твой там уже не живет?
- Уехали они. Петя успел мне сообщить, что родителей просветил насчет меня и насчет своего решения. И скоро они уехали…
- Куда, куда уехали? Почему ты не узнала? Ведь вы могли остаться друзьями и переписываться! Значит, не настоящие это чувства, а…
- Послушай, давай завершим этот разговор, давай завтракать, а то пирожки остыли,- сказала Нина Алексеевна, подойдя к окну.
*****
Аня уже готова была бежать к комоду и накрывать на стол, но бабушка вдруг пошатнулась и, руками хватая воздух, начала искать опору.
- Бабуля, бабуля, что с тобой, - чуть не плакала девочка, пытаясь усадить бабушку на табурет. Но тот упал, когда она его к себе поближе ногой пододвигала.
Нина Ивановна держалась одной рукой за грудь, а второй лоб потирала, словно ушибла его. Потом, снова взглянув в окно, отошла.
- Привиделось, - сказала она, словно уговаривая себя и обращаясь, скорее, к себе, а не к внучке.
- Бабуля, что тебе привиделось? Ты Робчика увидела? – побежала к окну Аня, увидев, что бабуля в себя пришла и уже сидит у стола.
- Нет, там плотно все закрыто занавеской, - сказала она, как бы успокаивая бабушку. – Тебе действительно показалось что-то. А что показалось?
Нина Алексеевна категорически стала махать головой и руками, словно отмахиваясь от назойливой мухи.
*****
- Нет, Аня, ты слишком многого требуешь от меня, - устала произнесла женщина. Она уже не смотрела в сторону окна, как будто боясь чего-то.
- И что ты там могла увидеть такое, - рассуждала Аня, не сводя глаз с окна, где хотела увидеть Роба. – Ой, бабуль, а там кто-то выглянул. И это не Роб…
(Продолжение будет.)
Ссылки на главы