Я не очень люблю проводить аналогии между событиями прошлого и современностью, поскольку история никогда не повторяется - слишком сильно меняется контекст, действуют другие люди с другими мотивами. Но при этом не могу не признать, что иногда старые инструменты могут пригодиться для решения новых задач, если они в чем-то похожие на старые. Я не могу со стопроцентной гарантией утверждать, но возникает ощущение, что в Высшей школе КГБ очень хорошо изучали историю спецопераций, а потому один очень известный ныне ее выпускник прекрасно знал (и знает), что из прошлого опыта можно применить сейчас. Но прежде, чем говорить о том, как это работает в современной России, небольшой экскурс в историю. Итак, операция "Трест".
После Гражданской войны в эмиграции оказалось около 2 миллионов человек, многие из которых стремились вернуться, но только после падения большевиков. И первые годы многие эмигранты жили в убеждении, что вот-вот при содействии западных держав большевистский режим падет. Поэтому создаются различные варианты "правительств в изгнании", которые должны будут возглавить Россию после этого. Нельзя сказать, что эти мысли не имели никаких оснований - тот же Кронштадтский мятеж, антоновщина, Западно-Сибирское восстание показывали, что у большевиков внутри страны остается достаточно много противников, которым стоит лишь немного помочь извне. А это означает, что оказавшимся в эмиграции военным необходимо быть наготове и поддерживать тесные связи друг с другом. С этой целью в 1921 году создается Общество галлиполийцев, председателем которого провозглашается барон Врангель, а почетным председателем Совета общества - генерал Кутепов. Это Общество ставит своей целью поддержание боевой готовности своих членов, чтобы в любой момент принять участие в войне против большевиков.
При этом большевики по-настоящему опасаются, что различные монархические и военные организации эмигрантов объединятся и смогут доставить Советской России массу неприятностей. Для борьбы с ними начинается операция, получившая название "Трест". Для этого создается подконтрольная чекистам Монархическая организация Центральной России (МОЦР - позже МОР - Монархическая организация России), которая якобы объединяет все антибольшевистские силы. МОЦР вступает в переговоры с различными группами эмиграции, в том числе и с галлиполийцами. Для МОЦР (МОР) была создана очень убедительная легенда, из-за рубежа казалось, что в ней состоят в том числе и многие советские служащие, которые знают систему изнутри и готовы будут активно с ней бороться, когда придет время. Таким образом МОЦР стала центром притяжения для значительной части антибольшевистских сил, которые, таким образом, оказались под колпаком у чекистов.
К 1924 году стало понятно, что западные державы не планируют вторжения в СССР в ближайшее время. А это значит, что поддерживать армию в прежнем состоянии уже бессмысленно. Поэтому на основе Общества галлиполийцев создается Русский общевоинский союз (РОВС). Руководители РОВС считали, что борьба с большевиками - это "не только наше право, но и священная обязанность по духу наших законов и принятой нами присяге". Для этой борьбы создается боевая организация (БО) РОВС, которую возглавил генерал Кутепов. В рамках нее готовились десятки активных борцов с советской властью, которые переходили границу и действовали на территории СССР. Задачей БО РОВС стала помощь МОР в борьбе с большевиками. Среди самых известных операций БО РОВС можно назвать взрыв в Ленинградском Центральном Партклубе, организованный Виктором Ларионовым, Дмитрием Мономаховым и Сергеем Соловьевым в июне 1927 года и попытку взрыва общежития ГПУ в Москве Марией Захарченко и Георгием Радковичем в том же году. Это была часть большого плана по расшатыванию ситуации в России и поддержки МОР, итогом которого должно было стать начало мощного антибольшевистского движения в СССР.
К угрозе этого советские чекисты относились очень серьезно, а потому операция "Трест" была продолжена. Самым громким успехом в рамках нее стал арест британского шпиона Сиднея Рейли (одного из прототипов Джеймса Бонда, кстати). В 1927 году "Трест" был закрыт, но борьба с РОВС продолжилась через вербовку внутри него агентов, которыми стали генерал Николай Скоблин и его супруга Надежда Плевицкая. При их помощи был похищен и вывезен в СССР генерал Кутепов в 1930 году, а затем - его преемник на посту руководителя БО генерал Миллер в 1937 году.
Итак, если резюмировать, то что такое операция "Трест"? Это создание полностью подконтрольного спецслужбам объединения оппозиции, которое не даст возможности появиться оппозиции неподконтрольной. А "разоблачение" "Треста" привело к тому, что вообще любая антибольшевистская оппозиционная организация стала восприниматься эмигрантами как потенциальная ловушка. В результате вся деятельность антибольшевистского подполья фактически оказалась парализована.
Если смотреть на то, что происходит с оппозицией в современной России, то у меня возникает ощущение, что года так с 2008 у нас реализуется операция "Трест-2". Все нынешние противники власти долгое время сидели на госфинансировании, собирали вокруг себя определенные группы. При этом чем дальше, тем больше они себя вели (и продолжают вести) таким образом, что отталкивают от себя все больше и больше людей, демонстрируя полную некомпетентность и непонимание реальности. Есть даже более любопытные совпадения. Если большим успехом "Треста" стало возвращение в СССР генерала Кутепова, то "Трест-2" вернул из Германии другого очень известного персонажа, который ныне отбывает срок. В любом случае, усилиями самой оппозиции сама идея организованной борьбы с властью оказалась полностью дискредитирована, причем своим поведением оппозиционеры усиленно показывают, что альтернативы действующей власти просто нет, поскольку оппозиция - это просто сборище идиотов. Если это действительно результат операции "Трест-2", то сотрудникам ФСБ можно только поаплодировать - они хорошо учили историю. Если же нет, то вопросов к интеллекту нашей оппозиции становится еще больше.