Найти тему

Молчание – золото? Почему сотрудники не говорят о проблемах с руководством. Часть 1

4,5K прочитали

Можете ли вы открыто поговорить со своим руководителем о том, что вас не устраивает в работе?

Даже если вы в числе счастливчиков, ответивших «да», вы узнаете много интересного из наших новых материалов!

Поговорим о том, какие вопросы не принято обсуждать с руководителем, о причинах, из-за которых сотрудники предпочитают хранить молчание, а также о тех признаках, которые подскажут, что не все проблемы озвучены.

Говорят, молчание – золото. Но справедливо ли это для тех компаний, в которых сотрудники замалчивают свои проблемы? Скорее – наоборот.

Будем честны, ситуация, когда сотрудники молчат о неудовлетворенности и сложностях, встречается во многих организациях. И часто остается незамеченной, хотя оказывает серьезное влияние на работу и атмосферу в организации.

Не проговоренные, а значит не решаемые на нужном уровне проблемы, приносят негативные последствия и сотруднику, и компании. Такими последствиями становятся падение мотивации и продуктивности сотрудника, ухудшение его физического и психологического самочувствия, ошибки, накопление негатива и эмоционального напряжения, и в конечном итоге – уход из компании.

Причины молчания могут быть самыми разными - от страха потерять работу до неуверенности в том, что мнение сотрудника будет услышано и учтено. В этой и последующих статьях мы поговорим о том, какие вопросы не принято обсуждать, о причинах, из-за которых сотрудники предпочитают хранить молчание, а также о тех признаках, которые подскажут, что не все проблемы озвучены.

То-о-чем-нельзя-говорить

Пожалуй, причины упорного молчания сотрудников можно понять, просто посмотрев на те темы, которых оно чаще всего касается:

  • допущенные сотрудником ошибки,
  • чрезмерная нагрузка, потребность в помощи,
  • истощение сил и симптомы выгорания,
  • конфликты или токсичная атмосфера в коллективе,
  • неэффективный менеджмент и трудности во взаимодействии с самим руководителем,
  • неудовлетворенность задачами, потеря интереса к работе,
  • неоправдавшиеся ожидания от обязанностей или компании,
  • личные обстоятельства, влияющие на рабочую продуктивность,
  • неуважительное отношение к сотрудникам и их труду в компании,
  • неудовлетворенность карьерными перспективами или оплатой труда.

Если обобщить, сотрудникам может быть тяжело признаваться, что они не соответствуют требованиям (когда не выполняют нужный объем работы, ошибаются или не вовлечены на 100%), просить помощи в ситуации уязвимости (в конфликтах или в состоянии истощения) или признаваться в собственной неудовлетворенности работодателем и желании изменений.

Во всех трех случаях сотрудник находится в более уязвимой позиции, чем руководитель, т.к. у руководителя больше власти и полномочий для принятия решений. Делясь информацией о своих трудностях, неудачах и притязаниях, сотрудник рискует столкнуться с непониманием и недовольством руководства, а также с дальнейшими санкциями.

В компаниях, где сотрудники по тем или иным причинам оценивают риск негативных последствий как высокий, о сложностях предпочитают молчать вовсе или делиться только с коллегами.

При этом, по данным HeadHunter неудовлетворенность оплатой (71%), неуважительное отношение к труду в компании (61%), плохой менеджмент (58%), отсутствие карьерных перспектив (57%), сложная атмосфера в коллективе (56%) - входят в топ-5 основных факторов снижения продуктивности и понижения мотивации. Это говорит о том, что замалчивание таких проблем, влияет на продуктивность и мотивацию значительного числа сотрудников и негативно отражается на результатах самой компании.

Вполне вероятно, что к демотивации сотрудника ведет не столько само существование проблемы, сколько невозможность предпринять меры по изменению неудовлетворяющей ситуации и отсутствие рычагов и процедур для ее благополучного разрешения.

На следующей неделе мы продолжим погружение в эту тему и расскажем о том, что же заставляет сотрудников видеть скорее опасности в открытом диалоге с руководством, чем возможности.

Подробнее о том, как сервис "Стало легче" помогает компаниям в повышении психологического благополучия сотрудников, здесь: https://stalo-legche.ru/tarify

Можете ли вы открыто поговорить со своим руководителем о том, что вас не устраивает в работе?