Плохое самочувствие, прием врача и вот диагноз. Неожиданно, тревожно до тошноты. Не хочется верить, проскакивает надежда, что может быть ошибка, еще все обойдется. Страшная информация озвучена, но еще не вмещается и не принимается. Эмоции как будто заморожены, и все вокруг, кажется, происходит не с тобой. Машинально делаешь то, что требуется и должно. С удивлением отмечаешь свой отстраненный голос, решаешь какие-то бытовые вопросы, звонишь начальству предупредить о больничном. Избегаешь еще называть диагноз даже про себя и едешь в больницу.
Примерно так может проходить стадия Отрицания – первый этап Горевания. «Работа горя» будет проходить около года, Отрицание сменится Агрессией, Торгом, Депрессией и, наконец, Принятием. Стадии могут порой возвращаться.
Горевание болезненный, но естественный процесс, его нельзя отменить, хоть некоторые пробуют заморозить. Это не только бесполезно, но и вредно, как бегать на сломанной ноге, долго делать вид что все ок, к сожалению, не получится. Имеющиеся ресурсы стоит потратить на решение проблемы и приведения себя в порядок, а не на создание красивого фасада, иначе на выходе помимо имеющихся сложностей возникнет еще как минимум отсутствие ресурсов (времени, денег, сил, поддержки и др.).
Внематочная беременность, замершая беременность, выкидыш... Перинатальные потери, как и смерть близких, и другие серьезные жизненные невзгоды на первых порах отрицаются. Этот механизм помогает амортизировать ту острую и пронзительную боль, с которой человек может и не справиться, если резко и в полном объеме она заполнит сознание, вызовет эмоциональный срыв и дезорганизует поведение.
Важно не пытаться, с одной стороны, как-то ускорить прохождение стадий, а с другой - их отменить или заморозить. Паталогическое горе — это тупик.
Как выглядит затянувшееся Отрицание?
Пациентка с перинатальной потерей, она держалась как стойкий оловянный солдатик, не плакала до, в и после больницы, не обсуждала случившееся. Все силы были брошены на отрицание травмирующей действительности. Составлен и реализован целый план: при выписке домой она заказала домой еду из кафе и позвала кучу подруг, вроде, пыталась даже как-то веселиться, чтобы отвлечься, сразу вышла на работу. На прием молодая женщина буквально доползла и состояние ее, мягко говоря, было разобранным. Бегать на поломанной ноге обычно обходится дорого, психические переломы могут быть не менее болезненными.
Как не надо поступать с собой?
Конец рабочего дня в женской консультации, большинство врачей уже разошлись, кто-то случайно задержался и дописывает истории болезни. К регистратуре подходит молодая женщина и просит обеспечить без предварительной записи прием у врача, т.к. у нее уже второй день кровит. Пациентка плачет. Возрастная регистратор терпеливо объясняет все риски, в том числе фатальные. Врач в женской консультации ничем здесь, к сожалению, не поможет. Регистратор настойчиво предлагает вызвать скорую прямо в женскую консультацию. Пациентка уходит собирать пакет с зубной щеткой и тапками и вызывать скорую домой.
Продолжение:
Перинатальная потеря: кто виноват?
Перинатальные потери: а если я буду очень хорошей и сделаю все требуемое, то получится забеременеть?
Перинатальная потеря: накрыла депрессия.