Найти тему
Вход в будущее

Есть люди призванные видеть чужие грехи. Это – священник, врач, педагог и, наконец…

По мере того, как человек научается не судить, ему открываются грехи мира. Это особое призвание – молитва и покаяние за весь мир, и у нас есть свидетельство, что таковы были «сыны Божии» до Потопа.

Сегодня мы начинаем вместе с Е.А. Авдеенко новую тему «Вавилон». Чтобы её глубже понять, нужно вспомнить, кем были «сыны Божии» по отношению ко всему остальному роду человеческому. Но самым последним и важным в этой череде сынов был Ной, который нёс уже другое служение.

На примере Ноя видно, как дела молитвы собираются в поколениях праведных и могут разрешиться всемирным, всем видимым спасительным делом.

Происшествие в семье Ноя, когда его осудил Хам – сын его, имело один аспект, который не позволяет говорить о Хаме как только о непочтительном сыне, а о Симе и Иафете – только как о сынах почтительных. Семья Ноя (как некогда семья Адама, а затем как семья Авраама) была вся Церковь. Хам празднословил о священстве Церкви. Когда мы слышим, как празднословят о священстве, будем знать, что это чистое «хамство».

Современный Вавилон: протестантизм – его база… Энтузиазм строителей Вавилонской башни немыслим без отрицания священства.

Не могло быть ни одного иерея Божьего среди строителей Вавилона. Именно «Хам» заложил основы столпотворения в Вавилоне. С Хама началась утрата сыновства ( от «человека» Ноя), а в Вавилоне человечество отреклось от «человека» Адама (полностью вернулось в состояние «Каина»).

В сложной истории с Хамом каждый в семье Ноя имел повод к осуждению ближнего, но, кроме Хама, все избегли осуждения. Сим и Иафет нашли способ как это сделать. И Ной до конца остался «отцом»: Ной не осудил Хама.

Хам совершил не проступок, не глупость: он был такого духа человек. Кем был Хам, яснее видно, если сравнить его с братьями. Сим и Иафет невольно узнали, в каком положении находится отец, но не захотел это видеть.

Знать и не видеть – это мудро….Как сделать, чтобы «не зреть» грех другого, даже если знаешь?

Об этом говорится в молитве св. Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему». Сим и Иафет поступили именно так. Их поступок по отношению к ближнему (для них самому ближнему) указывает на одну из главнейших христианских добродетелей: Сим и Иафет поступили по любви – нашли способ не смотреть на наготу отца… Да еще так сделали, чтобы и другие не видели. «Покрыть наготу» ближнего –это урок сынам Божиим.

Бог никого не проклинает, и Ной никого не проклинает. Ной не только не проклинает, он и не осуждает. Мы знаем Ноя как великого терпеливца: 500 лет жил, не смешиваясь с каинетянами, 100 лет строил ковчег, год провёл в ковчеге, два месяца, как земля просохла, не покидал судна, со всей тщательностью принёс жертвы. Если бы в гневе Ной произнёс проклятие, то – на Хама, однако – нет того.

История Хама рассматривается как пролог к духовному явлению, которое возникло вскоре после Потопа и возродится (уже возродилось) в последнюю эпоху всемирной истории – «Вавилон».
Вавилон – это всемирная цивилизация. Духовно «Вавилон»– такое образование, где нет места священству и царству.

Сегодня слушаем Первую лекцию по теме «Вавилон» - «Пролог к «Вавилону» – история Хама».

Все лекции предыдущей темы "Завет с Ноем". Слушаем здесь.