Введение
По данным "Областной газеты" карта "Уралочка" вошла в пятерку лучших электронных сервисов России по результатам Всероссийского народного голосования. Нет сомнений, что для тех, кто решил и имел возможность высказать свою позицию это так (и для меня во многом). Не скажу, что я решил добавить "ложку дёгтя в бочку мёда", но обозначу некие "подводные камни" и покажу пути их обхода. Буду краток, по крайней мере постараюсь. Напишу по памяти, если где не прав - поправьте. Я думаю, подробности легко нагуглите, если тема заинтересует.
Как можно воспользоваться
Итак, ЕСК ("Уралочка") может быть двух видов - банковская и нефинансовая. На чипе последней отсутствует банковское приложение, значит риски в этой части отсутствуют. Я изначально хотел получить нефинансовую, но оказалось, что для этого придётся ехать в Екатеринбург. Может, сейчас что поменялось. В общем получил банковскую и не жалею, поскольку компетенции для обеспечения приемлемой безопасности у меня, вроде, имеются. Есть сайт, где всё подробно описано, мобильное приложение. В нём для регистрации удобно отсканировать штрихкод на карте, а потом придумать пароль, насколько помню. Потом станет возможным доступ и по отпечатку пальца. Возможно подтвердить свои данные через Госуслуги. Льготы по транспорту можно увидеть в этой части сайта. Есть особенность (по крайней мере на настоящий момент): если льгота не постоянная (например набор НСУ инвалид может менять раз в год), то она по карточке получена быть не может, придётся всё также предъявлять бумажную справку и паспорт, хотя льгота по междугороднему автобусному проезду (например, до Екатеринбурга от Тагила) по карточке действовать должна будет. Скидки и бонусы как работают в магазинах не проверял. После получения карты ездил ещё в соцзащиту и регистрировался там. Только тогда в приложении на телефоне и на сайте стали видны мои льготы. В Сбере (по словам операционистки) всё зарегистрируют сами, но не проверял ещё, кстати, у них не в каждом отделении выдать карточку могут, где-то только подать заявку, заключить договор ДБО и привязать телефон, хотя и это не мало. Деньги можно будет положить и на транспортное приложение (через приложение GorodPay и привязанные к нему карты, два раза приложив карту "Уралочка" к телефону с NFC), где они могут храниться до года (там же можно поменять тариф), и на банковское приложение (не отличается от работы с любой банковской картой). В электричках, вроде, может быть оплата с каждого из приложений. Сначала считывается транспортное, если по нему оплата не прошла, считывается банковское. И вот тут начинаются проблемы.
Какие могут быть проблемы и на усвоение/делегирование каких навыков нужно обратить внимание
Ситуация подробно описана здесь (пробегитесь по ссылкам там). Я же попытаюсь возможно кратко описать механизм. Итак, нужно следить за наличием необходимой суммы для оплаты в транспортном приложении, где оно действует (вроде, в электричках действует, позже проверю) и периодически пополнять, как описано выше. Если на транспортном приложении денег нет, производится попытка списания оплаты с банковского приложения. Проблема только в том, что это происходит в режиме отложенного списания (поскольку в транспорте интернета может и не быть, а значит проконтролировать остаток средств невозможно). А если денег на банковском счете, к которому привязана карта нет, то возникает долг перед перевозчиком и он блокирует карту, пока блокировка не будет снята в приложении GorodPay после внесении денег на карту. В статье пассажиры, оказавшиеся должниками названы хитрыми. А я вот такое объяснение предложу. Небанковскую карту получить трудно, всем дают банковские, независимо от того, понимает ли пользователь карты (а это может быть человек в возрасте) как ей правильно пользоваться, имеются ли у него необходимые навыки. И что остаток на счёте нужно контролировать, подключив СМС-информирование не в урезанном, а в полном формате, которое стоит денег, хотя и небольших, если пенсия на карточку не перечисляется. То есть для того, чтобы правильно пользоваться картой, человека нужно ещё и обучить и проконтролировать, что он усвоил необходимые навыки. В Сбере есть сервис "Совместные уведомления", когда за небольшую дополнительную плату более компетентный родственник/знакомый может получать информацию о финансовых операциях человека, о котором с его разрешения взялся заботиться. Если помощник внимателен, он может быстро среагировать при подозрительных операциях и уходе счета в ноль. И предпринять необходимые усилия по нормализации ситуации. То есть часть своих забот можно кому-то делегировать. Но это не все проблемы. Что ещё нужно сделать обязательно: поставить и активировать PIN-код на СИМ карту, поставить пароль и отпечаток пальца на телефон. Это как минимум. Вообще, нужно соблюдать 118 правил, а может и больше. На то, что там не описано, я кратенько здесь и здесь обращал внимание, ну ещё по телефону, бывало, рассказывал (я оформил самозанятость как раз для такого рода консультаций).
В общем, в школе учили, что без обязанностей нет прав, насколько помню, но получается также, что без неких компетенций безопасно пользоваться благами цифровых сервисов тоже не получится.
UPD: По карте Уралочка Сбера пока такая информация появилась: вот уже несколько дней прошло, как оформили карту маме. Подключил уведомления по всем операциям и ей в виде СМС (у неё кнопочный телефон) и себе в приложение Сбера в виде Push-уведомлений или СМС при отсутствии интернета (при подключении оповещений требуется согласие, несколько раз приходилось менять пользователя в приложении Сбера, пока сделал всё, другого способа нет). Кроме того также за дополнительную плату подключил контроль переводов из Сбербанк Онлайн: если не подтвержу, перевод не пройдёт (вот это подключить можно также и с компьютера). Добавил как банковскую карту в GorodPay. В этой части всё предсказуемо. Чего не знал, когда планировал получение карты в Сбере: транспортное приложение у них работает не как в других банках, а списание происходит с баланса банковского счета. Также не удалось пока добавить карту в приложение ЕСК: ни кода, ни штрихкода, ни QR-кода на картах Сбера на обратной стороне нет и я не знаю пока номера карты пригодного для регистрации там (он должен начинаться с 96...). Обратился в поддержку "Уралочки" (в Сбере о таких нюансах не знают вообще ничего на настоящий момент), как будет что-то точно известно, дополню публикацию.
UPD: После обращения в техподдержку ЕСК сообщили не банковский номер карты, а именно Уралочки, удалось зарегистрировать мобильное приложение. В нём ожидаемо в транспортном приложении ничего, зато указаны льготы.
UPD: По поводу транспортного приложения некоторая новая информация у меня недавно появилась. Вообще-то, наверно, и раньше можно было понять некоторые тонкости, если внимательно читать, что на разных сайтах мелким шрифтом пишут. И тогда желание получить именно нефинансовую карту Уралочка вне пределов агломерации Екатеринбурга, наверно, несколько поубавилось бы. Впрочем, вероятно, в электричках транспортное приложение, судя по публикациям, всё же может работать. Но не проверял - нет необходимости. А начало внедрения других льгот по карте отложили до лета 2024 года, да ещё с переходными периодом. Так что пока не ясно вполне. А теперь что вроде бы ясно: в Нижнем Тагиле на некоторых маршрутах в некоторых автобусах с нового года появились валидаторы - можно оплатить билет безналом. Я, конечно, попробовал, как представилась возможность. Что оказалось: транспортное приложение (а оно у меня на карте есть - карта ВТБ) при оплате поездки не задействовано вообще. Деньги списываются банковским приложением. Как я здесь уже упоминал, и это оказалось правдой, сначала активируется транспортное приложение, а когда оплата им не проходит, деньги списываются с банковской карты. То есть карту Уралочка (за исключением Сберовской и какой-то ещё, у которых нет отдельного транспортного приложения, я упоминал ранее) нужно держать чуть подольше - вплоть до момента, как будет напечатан билет. Ну или телефоном платить. А это пока не пробовал. Ещё что ясно стало: в приложении GorodPay поездка не зафиксировалась вообще, а значит есть вполне обоснованные теперь сомнения в полезности этого сервиса за пределами Екатеринбургской агломерации. Если кому интересно, поездка всё же зафиксировалась в Личном кабинете пассажира на сайте НСПК, о чем появилась запись после добавления карты, правда не ясно какая от этого практическая польза - не нашёл там ничего про, возможно самый полезный, как мне представляется, сервис - разблокировку, может просто плохо искал. Повторюсь, в электричках платёж с транспортного приложения не проверял. Но как-нибудь соберусь, не смотря на то, что езжу как инвалид бесплатно. Собирался в Екатеринбург прошлым летом, но поездка сорвалась по независящим от меня причинам, да и вопрос был решён другим способом, а вот деньги на транспортном приложении остались. А хранятся они там только год. Так что есть прекрасный повод проехать на электричке платно. Может, конечно, так же с банковской карты спишется, а может повезёт и использую "зависшие" деньги, которые и так и так пропадут, для получения некоторой новой для меня информации. Чем не позитивный пример: затраты на условно НИОКР почти нулевые, а результат может быть даже и значительным :) Ну и поделюсь здесь тоже, конечно. Да, почему стараюсь самостоятельно составить представление по разным направлениям, а не спросить у других. На самом деле, как мне кажется, условно достоверных кусочков информации не так много, они порой тиражируются, обрастая неизбежными ошибками при передаче данных и устаревая, поскольку живём в постоянно меняющемся мире. Даже обращение в техподдержку порой не приносит результата с ожидаемой достоверностью: кое-где не достаточно опытные сотрудники не просто зачитывают с экрана компьютера то, что когда-то условно сервисные инженеры туда поместили, но и порой выдумывают откровенно невозможные вещи, стараясь, чтобы их выше оценили пользователи (компании придумывают системы оценок, которые, как мне кажется, скорее, вредят делу, хотя всё "выглядит логично" вполне, пока не начнёшь разбираться более внимательно). Отвлёкся :)
UPD: При первой возможности проверил, работает ли транспортное приложение (ЕКАРТА) при оплате в электричках и на вокзале Нижнего Тагила (Свердловская пригородная компания). Не работает пока (в том числе по словам кассира на вокзале). Как спланировал методику проверки. Исходил из того сначала, что у кассира-контролёра в электричке, наверно, узнать точные данные с достаточной достоверностью путём опроса при случайной выборке не просто (сравниваем количество кассиров-контролёров и кассиров на вокзале, оцениваем текучесть кадров и, как следствие, вероятность близости к более или менее достоверным источникам информации), поэтому потратился на покупку билета в электричке (была всё же ненулевая вероятность, что всё-таки сработает транспортное приложение; почему априорную вероятность считал очень низкой: фактически вопрос стоял, у кого большее влияние на ситуацию по оснащению дополнительными методами оплаты, у СВРПК или банка, посчитал, что у банка, а его сфера интересов по моим предположениям, на Тагильскую агломерацию не распространяется, что и оказалось в результате). В общем, деньги так и зависли пока на ЕКАРТе (транспортное приложение на банковской карте "Уралочка"), так, наверно, и пропадут. Да, нашёл ещё в магазине приложений специальное приложение "ЕКАРТА" (тоже можно транспортное приложение карты пополнить по NFC, вроде), так там честно указано, что только Екатеринбург и окрестности и никаких вариантов, что, кстати, и на карте обозначено вполне ясно. Вот так примерно. А что касается оплаты в автобусах Нижнего Тагила, то всё работает вполне, как писал выше, если валидатор установлен, похоже, люди начинают уже пользоваться. Только повторюсь: там оплата отложенная - у меня одна прошла почти сразу, а о второй банк сообщил только под вечер. Может, соберусь ещё уточнить ситуацию чуть позже, хотя сейчас кажется, что вряд ли что-то незаметно поменяется.
UPD: В Телеграме появилось сообщение на тему "«Уралочка» в «Сбербанк онлайн», Как посмотреть данные вашей карты в приложении СберБанка?"
В мобильном приложении СберБанка реализована функция просмотра номера и QR-кода Единой социальной карты.
UPD: Обнаружил недавно, что при поездке в Нижнем Тагиле на автобусе 32 маршрута деньги списались не с банковского приложения, а с транспортного. Сначала, когда банк долго не сообщал о списании денежных средств за поездку, забеспокоился. Потом проверил транспортное приложение. Оказалось, что баланс изменился на сумму поездки. Но нигде не было видно, что это была за поездка и когда. Обратился в техподдержку карты Уралочка. Там посоветовали пополнить карту в приложении ЕКАРТА. То же посоветовали и в техподдержке этого приложения. Пополнил через СБП: приложил карту Уралочка с транспортным приложением (ВТБ у меня), указал банк, откуда пополнять, запустилось приложение банка, пришло сообщение на почту об успешном списании/пополнении и рекомендация не задерживаясь ещё раз приложить карту Уралочка в приложении ЕКАРТА. Так и сделал. Недавняя поездка отобразилась в списке с указанием маршрута и времени. Чтобы увидеть теперь поездки, нужно приложить карту Уралочка в приложении ЕКАРТА и нажать справа в верху появившуюся иконку автобуса. Добавлю ещё, что при пополнении через СБП с карты МИР (UPD: на самом деле при том СБП, что здесь используется {через запуск приложения} карта не нужна, я платил с кошелька ЮМани) обещают кэшбэк 20% с 01 сентября и в течение 2024 года.
UPD (2025-03-27): Чуть подробней про карту "Уралочка" банка ВТБ, которой постоянно пользуюсь. Пока только положительные впечатления. Работает транспортное приложение как описано выше и банковское. При оплате картой в магазине через ВТБ Pay за каждую покупку дополнительно к обычному кэшбэку по категориям начисляют ещё 1.5%. Можно получать до 5% кэшбэка в супермаркетах, если создать группу из близких. Предлагается 5% кэшбэка за покупки в аптеках (на другие медицинские услуги не распространяется), если в ВТБ получаете пенсию. Плюсом можно подключить дополнительные кэшбэк по некоторым категориям, если хранить на картах определённую сумму. По пакету услуг "Мультикарта" / "Карта для жизни" бесплатно можно выпустить до 5 пластиковых карт и до 4 цифровых с бесплатным же обслуживанием и перевыпуском. У меня к Мастер-счёту привязана "Уралочка", а также цифровая карта, к другому - цифровая для платежей в интернете. Push-уведомления по операциям бесплатно для пенсионеров. Разнообразные лимиты расходов/переводов можно установить, причём уменьшение сразу, увеличение после подтверждения по СМС. Был случай, что лимиты превысил и банку показались подозрительными переводы в другой банк по СБП на другой мой номер телефона, пришлось обращаться в контактный центр.
Если статья показалась полезной, обратите внимание ещё и на это: Немного о себе, принципах, состоянии здоровья и финансов.