Найти в Дзене
Юридические тонкости

Три способа, чтобы максимально защитить свой телефон от рекламного спама

Рекламные звонки и сообщения сейчас приходят на наши телефоны намного чаще, чем вести от друзей и знакомых. Как избавиться от телефонного спама? Универсального способа, увы, не существует, поскольку до сих пор закон не предусматривает прямого запрета на телефонный спам и ответственность сотовых операторов за его распространение.

Но все-таки есть несколько способов, чтобы отстоять свое право на спокойную жизнь.

1. Использовать современные технические возможности:

- установить мобильное приложение, которое позволяет сразу определять «рекламные звонки» и блокировать их (сейчас представлен большой выбор таких приложений от самых известных компаний: Яндекс, Гугл, «Касперский» и пр.),

- активировать защитные функции своего мобильного телефона (во многих моделях сейчас предлагается заблокировать номер, с которого поступают нежелательные звонки, включить его в черный список и т. д.),

- или воспользоваться дополнительными услугами своего оператора сотовой связи (вместо того, чтобы активно работать в направлении лишения телефонных «спамеров» пользоваться услугами связи вообще, они предлагают своим добросовестным абонентам различные пакеты услуг для защиты от спама).

2. Завести отдельную сим-карту для «публичного доступа»

Поскольку закон не ограничивает количество сим-карт для одного гражданина, можно завести отдельную сим-карту, номер которой указывать во всех заявлениях и прочих обращениях, адресованных третьим лицам.

Ее можно включать только по мере необходимости. Тогда как номер вашего личного телефона, которым вы пользуетесь постоянно, будет защищен от «публичного доступа» (и большинства «спамеров», соответственно).

3. Использовать законные методы борьбы

Утихомирить особо злостных «спамеров» помогут только меры юридической ответственности. Юридическим лицам грозит административный штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей за распространение рекламы без согласия на то абонента (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Сверх этого гражданин вправе потребовать с организации выплатить ему компенсацию морального вреда, а также возместить все убытки, причиненные ему в результате неправомерной рассылки сообщений рекламного характера. Для этого нужно:

- во-первых, зафиксировать факт распространения спама (сделать запись телефонного разговора, скриншот рекламного смс-сообщения, получить от оператора связи выписку о входящих телефонных звонках за соответствующий день),

- во-вторых, направить организации, от имени которой распространяется реклама, претензию по поводу того, что вы не давали своего согласия на рассылку.

При этом нужно сослаться на ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (обработка персональных данных для продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем через средства связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных) и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (которая также требует предварительное согласие абонента на распространение рекламы по сетям электросвязи),

- в-третьих, если переговоры с организацией не привели к положительному результату, направляем жалобу в территориальное подразделение ФАС России, которое уполномочено разбирать административные дела по фактам нарушения рекламного законодательства (ч.1 ст. 36 Закона «О рекламе»),

- в-четвертых, имея на руках решение ФАС о привлечении «спамера» к ответственности, можно обращаться в суд, требуя взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда и прочие убытки.

По этим вопросам сформировалась положительная практика на уровне самого Верховного суда РФ (см. например, определение № 5-КГ17-256, определение №49-КГ22-5-К6).

Нельзя гарантировать, что все приведенные меры на 100% защитят от назойливых звонков, но их количество они, безусловно, серьезно сократят.

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем
Телеграм-канале «Юридические Тонкости». Буду рада видеть вас среди его подписчиков!

© Сивакова И. В., 2023 г.