Найти тему
Евгений Трифонов

Война в Газе может взорвать Египет

Война Израиля с сектором Газа, представляющим собой полноценное государство, управляемое ХАМАСом, стала серьёзной угрозой для стабильности Египта. Единственное арабское государство, граничащее с Газой, вынуждено реагировать на происходящее: через Египет в сектор идут гуманитарные конвои, а у границы скопились сотни тысяч палестинцев, стремящихся попасть в Египет. Арабский мир требует решительных действий в отношении кризиса в Газе от Египта – самой населённой и экономически развитой арабской страны.

Президент Абдель Фаттах ас-Сиси оказался в трудном положении. Как арабская и мусульманская страна, Египет всегда поддерживал палестинцев против Израиля, но эта поддержка была скорее словесной и формальной. С 1949 по 1967 г. Газа контролировалась Египтом, но тогдашний президент Г.А.Насер и не подумал объявить там независимое палестинское государство. Он жёстко подавлял исламистов – «Братьев-мусульман», весьма популярных в Газе, и не желал давать им свободу. Да и сейчас власти Египта, как и монархии Аравийского полуострова, опасаются появления независимого палестинского государства – по той же причине. Хотя на словах вынуждены поддерживать стремление палестинцев к независимости.

С конца 1980-х в Газе растёт влияние ультрарадикального ХАМАСа, фактически являющегося палестинским ответвлением «Братьев-мусульман». В 2011 г. египетские «Братья-мусульмане» были основной ударной силой т.н. Арабской весны – революции, свергнувшей военный режим Х.Мубарака. На выборах 2012 г. «Братья-мусульмане» получили большинство в парламенте, а их лидер Мухаммед Мурси стал первым гражданским президентом Египта. И он сразу начал сближаться с ХАМАСом: между Египтом и Газой наладилась торговля, сектор начал получать помощь от египетских властей.

Правление Мурси стало настоящим кошмаром для египетского среднего класса («Братья-мусульмане», как положено радикалам, опирались на самую бедную, тёмную часть населения): жестокие погромы христиан, развал экономики и социальной сферы, управленческий хаос достигли такого уровня, что египтяне, ещё недавно ликовавшие по поводу свержения Мубарака, обратились к армии с тем, чтобы она спасла их. От египетской армии требовали вмешательства Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ и Бахрейн с Кувейтом: во всех этих странах «Братья-мусульмане» были запрещены и вели с монархическими правительствами жестокую подпольную борьбу. Монархии Залива, традиционные спонсоры и инвесторы Египта, не желали, чтобы «подопечная» страна превращалась в базу «Братьев-мусульман».

В 2013 г. египетская армия во главе с генералом аль-Сиси совершила переворот, который приветствовало большинство стран мира (которые опасались, что при правлении Мурси Египет превратится в нечто вроде талибского Афганистана). Мурси отправили в тюрьму (его приговорили к смерти, но под давлением США и Европы казнь заменили заключением). Его соратникам повезло меньше: около 900 «братьев» были сразу убиты, и больше 40 тысяч до сих пор находятся в заключении.

Отношения Египта с ХАМАСом разладились. Потому, что «Братья-мусульмане», быстро подавленные в городах, обосновались среди бедуинов Синайского полуострова, и развернули партизанскую войну против египетской армии. Важно, что синайские бедуины этнически и культурно очень близки палестинцам Газы, и сильно отличаются от собственно египтян. Да и самих палестнцев, в основном выходцев из Газы, на Синае множество. Синайские партизаны получали помощь оружием из Газы, а сами, в свою очередь, наладили контрабанду в Газу всего, что только можно. Поэтому Египет с 2013 г. жёстко (хотя и малоэффективно) контролировал границу с сектором, фактически участвуя в израильской блокаде. Более того: израильские военные и разведка помогали египтянам вести военные действия против синайских исламистов. Которые, в свою очередь, сотрудничали с ХАМАСом. В 2012 г. имели место случаи поддержки синайских боевиков артиллерией ХАМАСа. Египетское правительство неоднократно обвиняло ХАМАС в поддержке терроризма на Синае, а египетская армия приложила много усилий для уничтожения тоннелей, прорытых ХАМАСом на египетскую территорию для транспортировки различных запрещённых грузов, особенно оружия. В январе 2023 г. Египет официально внёс боевое крыло ХАМАСа, «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама», в список террористических организаций.

Египетские солдаты прочёсывают Синай в поисках боевиков
Египетские солдаты прочёсывают Синай в поисках боевиков

Поэтому война между Израилем и ХАМАСом поставила ас-Сиси в трудное положение. С одной стороны, Каир просто не мог хотя бы формально не осудить Израиль: это привело бы к бурному негодованию арабской «улицы». А что это значит, ас-Сиси знает отлично: президент Анвар Садат в 1981 г. был убит террористами за мир с Израилем и прекращение поддержки палестинцев. Но разгром ХАМАСа явно на руку Каиру, как и монархиям Залива.

Ас-Сиси после начала войны повёл двойственную политику. С одной стороны, египетские власти организовывают пропалестинские демонстрации, с другой – запрещают палестинским беженцам переходить египетскую границу. Ещё бы: больше двух миллионов палестинцев, распропагандированных ХАМАСом, многие из которых запятнали себя нечеловеческими зверствами – это последнее, что нужно Египту на его территории. Тем более, что египтяне в курсе: палестинцы не спешат возвращаться на родину из стран, куда им удаётся въехать. И где их держать – в лагерях в Синае, откуда они будут бежать к этнически и идейно близким исламистским повстанцам? Или пускать в города, на пополнение радикальному подполью?

Толпы палестинцев пытаются прорваться из Газы в Египет
Толпы палестинцев пытаются прорваться из Газы в Египет

Пропалестинские демонстрации, организованные властями Египта, всё чаще выливаются в антиправительственные манифестации. Политическая напряжённость в Египте нарастает из-за стремительного роста цен на продовольствие и топливо. Эксперты отмечают, что в стране быстро беднеет средний класс – опора режима ас-Сиси. Бедняки же традиционно поддерживают «Братьев-мусульман» - подавленных, но отнюдь не ликвидированных, и не утративших симпатий низов общества. Египтян в условиях кризиса стали раздражать мегапроекты правительства – такие, как Новая административная столица, на которую тратятся десятки миллиардов, в то время как цена на хлеб взлетела до небес.

Социальные неурядицы и до войны в Газе расшатывали власть в Египте, а начало войны, накалённая ситуация на границе (то израильские артиллеристы промахиваются по ХАМАСовцам и попадают по египетской территории, то ракеты ХАМАСа, выпущенные по израильскому Эйлату, разрываются египетской Табе), и возможность выплеснуть своё негодование на митингах усугубляют ситуацию ещё больше.

Судя по всему, Египет согласился бы принять палестинцев при условии списания долгов и принятия обязательств по финансированию новых лагерей беженцев арабскими монархиями, США и Евросоюзом. Но и тут выгода может оказаться иллюзорной – лагеря беженцев неизбежно станут резервуаром недовольства, вокруг которых начнут группироваться египетские исламисты.

Но и занять произраильскую позицию ас-Сиси не может – это означало бы немедленный взрыв негодования, причём такого масштаба, что Арабская весна покажется невинным детским праздником.

Таким образом, ас-Сиси придётся изо всех сил балансировать, уповая на то, что война скоро кончится, а о судьбе палестинцев в Газе позаботятся Эр-Рияд, Брюссель и Вашингтон. Но это очень трудно – примерно как верблюду из арабской пословицы, пытающемуся протиснуться через игольное ушко.