Найти тему

Путеводитель по медицинскому вузу. Психология поведения. Преподаватели.

Часть третья «Дарующие знания»


Пожалуй, одна из самых интересных тем. На этот раз постараюсь писать несколько короче, чтобы не терять твоё внимание.
Помнишь, я говорил о преемственности? Так вот, преподавателями не рождаются – ими становятся. И становятся ими студенты со всеми своими особенностями, которые варились в том бульоне, который я
описывал ранее.

Я высказываюсь подобным образом ввиду того, что взрослые – это те же дети, но только прошедшие через определённые жизненные этапы, падения и подъёмы, и принявшие осознанно некую ответственность. Наверное, я пытаюсь как-то приписать сюда мысль из моего любимого произведения «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери, а именно то, что взрослые – это дети, который забыли, что они дети, приняв для себя некую социальную роль и возложив на себя ответственность. И сколько бы человек не забывал то, что он ребёнок – он всё равно тот же ребёнок с теми же обидами, радостями, тлеющими мечтами и идеалами. Прекрасно, если он не забыл – мечты и стремления полыхают прежним пламенем, а обид меньше, чем у прочих.

-2

В первую очередь стоит сказать всё-таки о той категории преподавателей, которые всегда остаются тем самым лучиком света в непроглядной тьме, относятся к тебе с крайним уважением, поддерживая твои устремления. Вера в добро и идеалы не пропадает, покуда остаётся хотя бы один такой преподаватель.

Они могут с горечью смотреть на несправедливость в отношении студентов, всячески пытаясь эту несправедливость сгладить. Не уничтожить, а сгладить. Они понимают свою неспособность разорвать порочный круг.

Если учитывать то, что есть преподаватели, которые преподают лишь теорию, а также преподаватели, являющиеся практикующими врачами, которые, не смотря на всю тяжесть и сложность этой профессии, не теряют веру в это самое добро, первым, конечно же, несколько легче. Однако хорошие и добрые преподаватели есть в обеих категориях.

Есть один недостаток – таких крайне мало.

Сложно сказать – может большинство меняется, работая в такой системе, а может они изначально были такими, но психология поведения у всех разная.

Студенты, как правило, пытаются узнать у тех, кто «прошёл через» преподавателя, как он обучает, как опрашивает, как проводит зачёт и как вообще себя ведёт.

Казалось бы, должна быть некая универсальная система, но нет. Есть огромное поле, предопределённое системой, в которой каждый преподаватель играет сугубо по своим правилам. Понимание этих правил и создаёт благоприятные условия для хорошей игры.
К сожалению, весь этот процесс изучения новых правил и игры по ним отнимает большое количество сил, что очень изматывает. Приспосабливаться ко всем и каждому – это некая выработанная суперсила; спустя время она напоминает адаптацию к ядам.

В целом, как я говорил ранее, если готовиться вовремя к каждому занятию в полном (или почти полном) объёме, то проблем не будет. Затруднения вызывает объём материала, порой отсутствие материала и времени, а также личные проблемы, на которые большинству преподавателей будет абсолютно всё равно.

Объём материала. Иногда задавать будут столько, сколько преподаватель якобы изучал за 1-2 часа, попивая ромашковый чай в тихой атмосфере без каких-либо тревог. Опрашивать он, конечно же, будет так, словно ты уже должен был это всё знать ещё до того, как пошёл в школу. Преподаватель даже не задумается, что для тебя эта информация новая, а он штудирует и повторяет её из раза в раз с новой партией боксёрских груш 10, 20 или 30 лет. Причём если на зачёте или экзамене ты забудешь что-то, то тебе может непоздоровиться.

Если информация новая, то без повторения она так или иначе будет забыта. Например, у тебя предмет будет в начале семестра, а зачёт или экзамен – в конце. Придётся заново повторять. А если вдруг не успеешь – это твои проблемы.

«Твои проблемы» и «ты должен» - эти фразы ты не забудешь, потому что их тебе будут повторять великое множество раз.

Почему проблемы твои? Потому что когда ты только придёшь учиться в это замечательное место, то первое, что тебе скажут – «90% всего обучения – это самообразование». Да, тебе и правда придётся практически всё учить самому.

А если практически весь процесс обучения на тебе, то и отсутствие познаний по какой-либо дисциплине – это тоже твоя проблема.

Конечно, если говорить о редком виде преподавателей, который я описал в самом начале статьи, то соотношение будет 50/50. Если ты что-то будешь не понимать, то он тебя не отпустит, пока ты не поймёшь. Понимание, а не зубрёжка. Я даже знаю студентов, которые успешно отучились, практически не открывая учебники.

С иными соотношение может доходить до 100 к 0. Он будет появляться лишь для того, чтобы проверить то, что ты изучил, оценить и исчезнуть, как цивилизация ацтеков после появления конкистадоров в Америке.

Сейчас я, конечно, открою секрет всех секретов, но есть студенты, которые вообще ничего не учили, но посещали все занятия, и завершили процесс перехода с одно курса на другой с последующим получением диплома лучше, чем те, кто занимался, но временами пропускал занятия.
Конечно, они набивали шишки из-за отсутствия каких-либо знаний, но это не отменяет того факта, что диплом на руках.

Время – твой главный союзник и твой главный враг. Колоссальные объёмы материала необходимо не поедать, а пожирать за короткий промежуток времени, переваривать и выдавать не в том виде, который предполагает процесс пищеварения, а в таком, чтобы наличие твоих знаний можно было подтвердить. Если ты тратишь на дорогу к месту учёбы столько же, сколько тратил я, то мне тебя жаль. Искренне.

Большинство преподавателей снисходительно относились к тому, что я опаздывал из-за отсутствия транспорта из моего населённого пункта, название которого часто даже не знали те, кто проживал в этом же регионе. Однако это не отменяет того факта, что 2-3 часа каждый день исчезают, лишая тебя определённых возможностей. Одно время я даже приспособился к поглощению знаний во время поездок, но это привело лишь к хронической усталости. Даже у моей хронической усталости возникла усталость, приправленная недосыпом, авитаминозом и отсутствием правильного питания. Если я вообще за день успевал или финансово позволял себе определённое количество калорий.
У меня даже на тот момент появилась главная проблема - не проспать остановку. Всю дорогу я спал и просыпался, чувствуя дребезжание маршрутки - это был признак того, что я близко к родному поселению.

Для «иногородних» предоставляют общежитие. Я, как человек, проживающий в этом же регионе, но в 50 километрах грусти и изнеможения от места учёбы, на такое право мог только смотреть, пуская слюну.

В добавок ко всему, студент-медик, если у него даже появляется свободное время, неспособен заниматься чем-то иным для своего саморазвития, потому что подсознательно его не покидает чувство нависшей угрозы в виде преподавателя и его дисциплины в будущем. Наверное, именно поэтому большинство медиков не интересуются ничем иным. Хотя некоторые умудряются изучать и другие науки, языки, заниматься спортом. Возможно, у тебя будет иное мнение на этот счёт, поэтому надеюсь, что ты поделишься им.

Студент-медик занимается своим самым любимым делом.
Студент-медик занимается своим самым любимым делом.


Материал. Иной раз преподаватель может дать волю студентам, чтобы те сами добыли информацию – почерпнули её из учебников или интернета. Иногда же преподаватель читает лекцию, которую необходимо записать и выучить, или ссылается на лекцию своего коллеги с кафедры. Также бывали случаи, когда преподаватель опрашивал только по методическому пособию или лекций, автором которых являлся сам. Как чайки на рыбу, студенты будут набрасываться на материал преподавателя, чтобы угодить ему ответом, потому что другой материал тот отвергнет, как пациент-аллергик лекарство.

Возможно, преподаватель будет опрашивать по какому-то определённому учебнику. Всё зависит от особенностей преподавателя, которые ты будешь пытаться узнать либо у тех, кто уже через него прошёл, либо у однокурсников, которые уже обладают такой ценной информацией.

Нимб будет светиться над головой преподавателя, а позади него будут серебряные светящиеся крылья, если он самостоятельно пришлёт тебе и твоим товарищам материал, указав необходимый объём, страницы, а потом будет опрашивать именно по заданным критериям.

Чтение лекций – это особый вид ораторского искусства, который не позволяет студентам, вроде меня, спать. Самый редкий вид лектора – пытающийся приковать твоё внимание примерами, подробным объяснением и не заставляющий писать. Остальные же будут читать так, будто участвуют в конкурсе на скорочтение, благодаря чему на твоих пальцах образуются пролежни от ручки, а рука окаменеет и будет немного побаливать. Не удивляйся потом тому, что это тот самый преподаватель, который будет опрашивать именно по своим лекциям.

Они когда-то прошли через страдания, поэтому через такие же страдания должен пройти и ты. Цепочка и преемственность. Странно, что врачом почему-то ты должен стать именно таким путём.

Помнишь, я говорил о «любимчиках»? Считая, что конкуренция должны быть, чтобы мотивировать студентов к обучению, «любимчикам» часто потакают. Я говорил о том, что такой протеже будет дополнять и поправлять ответ другого студента. К сожалению, иногда доходит до крайности и, чувствуя некую вседозволенность, он может ещё и нагло перебивать. Такое вполне может дойти до конфликта. Однако, стремление поднять свою самооценку в глазах преподавателя не имеет границ. Надеюсь, у «любимчика» в твоей группе будет иной подход.

Также преподаватель может несколько предвзято относиться к определённому студенту. Причём безосновательно. Можно использовать точные математические вычисления или гадания на картах Таро, но ты так никогда и не поймёшь, чем обусловлено такое отношение. Желаю удачи во время обучения и на экзамене.

Некоторые наставники будут требовать готовность всей группы уже к первому занятию по определённой дисциплине, поэтому эту информацию тоже необходимо узнать заранее.

Также некоторые преподаватели считают, что их предмет – самый главный. Как правило, это предмет, который не нужен для практикующего врача вообще, но именно с этой дисциплины ты уйдёшь с повышенным артериальным давлением и отмершими нервными клетками. Предмет забудешь, но яркие воспоминания останутся в твоей памяти навсегда.

Тебе будут рассказывать сказки о том, что после третьего курса станет легче. Не верь.
Курации будут занимать гораздо больше времени, а времени преподаватель будет уделять меньше. Почему? Потому что это практикующий врач в одной из больниц – у него пациенты, документы, подчинённые. Если он мастерски выкроит время для твоего обучения, а потом отправит тебя на осмотр пациентов, тем временем решая свои должностные дела – тебе повезло.

Не забывай, что среди студентов есть стукачи. Это может быть «потомок», один из «любимчиков» или просто студент, чья ненависть к определённому человеку или группе людей диктует ему такое поведение.
Поэтому преподаватели, особенно добрые, бояться вести себя открыто, отпускать пораньше или делать некие послабления, дабы снизить градус в котле, в котором ты и твои собратья варитесь. Либо наставник знает об этой системе из студенческой жизни, став свидетелем или даже жертвой такого действа, или столкнулся с таким во время преподавания. Жертва сплетней и стукачества найдётся всегда. Возможно, это будешь даже ты, а стукач может сидеть рядышком. Кстати, после стукачества, вину за это, если оно будет явным, могут свалить на кого угодно – тебе опять может не повезти.
Особенно интересной будет ситуация, если стукач не просто свалит вину на тебя, но и разнесёт информацию о том, что ты «стукач» по всему курсу, после чего сплетники донесут это и до других преподавателей и администрации.

Трагикомедия, которую ты будешь наблюдать в первых рядах, поедая попкорн.

Если тебя волнует общественное мнение, то не переживай – со временем правда так или иначе выйдет, как гной из гнойника, наружу, уничтожив самого зачинателя, правда, спустя время никто не будет смаковать эту тему с таким же энтузиазмом.

Не удивляйся также тому, что преподаватель, который относится к тебе определённым образом, будет иначе относиться к тебе в присутствии других преподавателей или на экзамене. Ожидать можно абсолютно всё.

Писанина. Большинство будет требовать от тебя очень много писанины – на некоторые кафедры нужно будет приходит с конспектами, в которые, кстати, можно подглядывать во время ответа; некоторые в дополнение будут требовать заполнение рабочих тетрадей. Как правило, есть уже фотографии проделанной работы предыдущим курсом или твоими соплеменниками – тебе остаётся лишь переписать. Но даже этот процесс будет занимать много времени и утомлять. В процессе ты вряд ли будешь запоминать хоть какую-то важную информацию, а отданные для оценки преподавателем или лаборантом рабочие тетради, скорее всего, просто пролистают, а потом сожгут. К тому же, без таких заполненных рабочих тетрадей, которые ты купил в типографии внутри вуза или распечатал сам, ты можешь не получить допуск к модулю(коллоквиуму), зачёту или даже экзамену.

А теперь спит во время писанины.
А теперь спит во время писанины.


Письменный или устный коллоквиум, зачёт или экзамен – это зависит от преподавателя и его настроения. Даже после написания работы он может индивидуально опросить каждого.

Все преподаватели знают, что студенты списывают, но только часть из них ведёт борьбу с этим, кто-то делает вид, что не замечает, кто-то же открыто это дозволяет. Всё зависит от самого преподавателя и его настроения.

Часто преподаватели той или иной кафедры организуют кружки. Не удивляйся тому, что председателем этого кружка будет именно «любимчик» по одному из параметров одного из преподавателей или заведующего кафедрой.

«Кружковцы» будут заниматься написанием статей для научных журналов и научных конференций как в рамках внутривузовских конференций (на которых, как правило, места за работы уже поделены между выступающими заранее), так и большего масштаба.
Если преподаватель искренен и добр, то он будет беспокоиться именно о твоей репутации и твоём благополучии. Может быть даже так, что при написании статьи твоё имя окажется ниже, чем имя преподавателя, за что тот будет пожинать плоды твоих трудов. Плюсом в таком случае окажется то, что ты получишь навыки и опыт в написании таких статей, а также повышенную стипендию.

Когда ты придёшь в медицинский вуз, то вторым, после того, что «90% обучения – это самообразование», ты услышишь «забудьте всё, чему тебя учили в школе». И они будут правы. Однако мало кто говорит о том, что тебя реально ждёт в ординатуре или на работе, потому что в ординатуре куратор тебе скажет «забудь всё, чему тебя учили в вузе». Постарайся заранее узнать, как проходит процесс обучения ординаторов в том месте, в которое ты метишь.

Крайне редко тебе расскажут, что тебя ждёт в будущем, из чего на самом деле состоит рабочий процесс, как заполнять всю документацию, справляться с низким комплаенсом и жалобами пациентов. Психологии пациентов я бы отвёл в вузе отдельный предмет. Комплаенс – это буквально соблюдение пациентом твоих рекомендаций и назначений. Например, по оценкам ВОЗ, лишь 50% всех пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, длительное время придерживаются рекомендаций и назначений врача. Конечно, это обусловлено многими факторами, включая отношением пациентов к врачам и доверием к медицине. Но если ты добросовестный и образованный врач, который всем сердцем желает выздоровления своим пациентам, то как тогда быть? К сожалению, с этими вопросами врач встречается не во время обучения в вузе.

Поведение студентов и преподавателей может разниться от вуза, в который ты попал, меняя пропорции, и тебе может повести как с первыми, так и со вторыми, однако ты должен быть готов ко всему.

Помни, я лишь даю информацию из своих личных субъективных наблюдений и не претендую на истину в последней инстанции. Если у тебя иное мнение, то напиши его в комментариях.

Ну вот, коротко не получилось.

Подписывайтесь на канал, а также на моё сообщество
Вконтакте.