Разработчики вновь ускорили прокачку, сбалансировали предметы и ввели множество мелких улучшений
Первый сезон Diablo 4 напоминал катастрофу. Если на запуске игры авторы показали, что у них есть достойная основа, которую можно развивать в разных направлениях, то к старту значимого события они обнулили все свои старания. Прирост опыта замедлился, защитные характеристики по-прежнему работали по странным формулам, многие важные атакующие параметры стали не такими эффективными, а баланс некоторых классов оказался настолько ужасным, что многие попросту бросили играть. Все эти изменения сопровождались шквалом критики: люди в очередной раз хоронили Blizzard и Diablo 4, признавались в любви к Grim Dawn, Path of Exile и Last Epoch, а заодно обещали играть в другие игры (благо в 2023 году вышло много интересного).
Что сделали разработчики и директор франшизы Diablo Род Фергюссон, который ранее отвечал за серию Gears of War? Оперативно внесли несколько важных изменений и пообещали теснее взаимодействовать с пользователями. В итоге главным достижением первого сезона стала ускоренная прокачка персонажа — прирост опыта из разных источников повысили в два раза. Все остальное признали провалом и просто забыли.
После такого дебюта от второго сезона никто ничего не ждал. Когда создатели начали рассказывать о нововведениях, аудитория отнеслась к рассказанному настороженно. Все-таки одно дело смотреть трансляции, читать интервью и социальные сети, как это было с первым сезоном, и совсем другое — разбираться во всем самостоятельно. Тем более это же Blizzard. Наверняка на старте ничего не будет работать. И в общем-то так и получилось.
Однако, как только проблемы с соединением устранили, блогеры, играющие на хардкоре, практически единогласно стали хвалить создателей за улучшения, критиковать за недостатки и делиться пожеланиями. Если не верите, послушайте подкаст с Zizaran, Wudijo, Kripparrian и Asmongold или посмотрите видео от Raxxanterax. Но не спешите строчить гневные комментарии. Люди, специализирующиеся на экшен-RPG, не на пустом месте решили отсыпать комплиментов.
Во втором сезоне Diablo 4 снова ускорили прокачку в два раза, так что теперь для достижения 100 уровня нужно потратить примерно от 20 до 50 часов, а не 100-200, как раньше. Такой подход позволяет игрокам пробовать больше разных классов и сборок за один сезон.
Формулы расчета урона и защитных параметров тоже пересмотрели. Броня теперь режет только физический урон, а сопротивление от стихий — магический (удивительно, но на старте было иначе). Вдобавок защита от заклинаний теперь суммируется до 70% (можно поднять до 85% за счет рун и эликсиров) и нормально работает, а не рассчитывается по формуле с мультипликативно обратными значениями. Это привело к тому, что теперь герои 100 уровня способны активно зачищать кошмарные подземелья с 100 ключом, а не отсиживаться в комнатах, как крысы, боясь шальной стрелы, прилетевшей за километр.
Кто бы мог подумать, что за волшебницу можно играть вот так
Благодаря новым формулам и значительному ослаблению монстров игра стала более динамичной. Вы даже можете в меру танковать пачки чертей 154 уровня и не переживать, что вас прихлопнут.
Сами классы тоже уравняли. На это повлияли улучшенная формула расчета урона, новые глифы в уровнях совершенствования, новые уникальные предметы, новое распределение характеристик, обновленный баланс всех способностей, сезонная тема с вампирскими рунами, которые дополнительно усиливают героя, а также продолжающиеся правки багов, которые делали некоторые билды совсем уж нечестными (и продолжают, что уж там). Если вы зайдете на сайты вроде Maxroll.gg, то увидите множество достойных сборок у всех классов, а не только у одного-двух, как раньше.
Несмотря на все старания, разработчикам предстоит почистить еще немало багов
Поиск желаемых и очень редких предметов стал проще. Теперь игрокам чаще падает легендарная и уникальная экипировка. Гоблины стали появляться регулярнее, добыча с боссов стала богаче, из сундуков выпадает все более ценный лут. За счет этого появился смысл уделять внимание всем активностям, будь то Адский натиск, Кошмарные подземелья или новое сезонное событие «Кровавая жатва». Раньше были только зачистки пещер и ничего более. Все остальное казалось бессмысленным.
Приток ресурсов тоже стал выше. Золото копится миллионами, благодаря чему крутить нужные свойства на экипировке стало проще, да и самих вещей, которые можно разобрать на запчасти, стало как будто бы больше. Все это привело к тому, что теперь игрокам мало одного сундука — нужно еще больше вкладок, а вместе с ним и настраиваемый фильтр, который позволит не обращать внимания на ненужные вещи.
Если подытоживать, то Blizzard удалось привести в порядок базовую версию игры и добавить еще одну надстройку, которая качественно повлияла на опыт аудитории (не сказать, что вау, но и хуже не стало). Теперь в Diablo 4 на достижение целей с одним героем не нужно тратить сотню часов. Зато можно в удовольствие пылесосить карту, получать все новые уровни, а вместе с ними и более качественные вещи.
Другой вопрос, что достигнув пика, в игре особо нечем заняться, кроме как прокачкой новых персонажей — убер-Лилит и убер-Дуриэль и так умирают с одного тычка на некоторых сборках. Список активностей очень маленький, а самой Blizzard пока нечего предложить.
Поговаривают, будто в третьем сезоне появится обновленный аналог порталов из Diablo 3 вместе с системой рунных камней и таблицами рейтинга из Diablo 2. К тому же где-то в 2024 году ожидается первое расширение с новым классом («Духорожденный»), системой наемников, большой локацией и боссами (вы же ждете Мефисто?). Но это случится потом, а пока — всего три режима и отсутствие четвертого уровня сложности.
Кроме того, разработчикам стоит креативней подходить к созданию предметов, билдов и уникальным свойствам вещей. Сейчас авторы идут по проторенной дорожке, где все просто, понятно и скучно. Тут +20% к урону от стены огня, там +30% к повреждениям по существам, которые находятся в контроле, и еще 50 разновидностей аффиксов, которые дублируют друг друга. Не хватает по-настоящему интересных свойств, как в Grim Dawn, которые бы значительно преображали умения и выводили сборку на новый уровень. Текущий набор свойств далеко не идеален и требует переработки.
Единственное развлечение сейчас — качать несколько персонажей за сезон и одевать их в самые крутые шмотки
А еще создателям следует продолжать экспериментировать с внезапными атаками на персонажей. Второй сезон показал, что геймерам нравится встречаться не только с Мясником, но и с уникальными пачками монстров, которые возникают внезапно из ниоткуда.
В общем новая игра Blizzard пока далека от совершенства. И если разработчики продолжат дальше надстраивать и полировать системы, как это делали на протяжении многих лет в Path of Exile и совсем недавно в Diablo 3, а не менять одно на другое только из-за нового сезона, то у Diablo 4 есть шанс стать очень качественной экшен-RPG.
Ну а пока есть ощущение, будто мы близки к завершению бета-тестирования, и с третьим сезоном наступит настоящий запуск. Остается ждать новостей с BlizzCon, который пройдет 3-4 ноября, и новых масштабных обновлений.