Обломовщина – название социального явления в русской жизни. Названо оно по фамилии главного героя романа Ивана Александровича Гончарова – «Обломов».
Обломов
Илья Ильич Обломов– живущий в Санкт-Петербурге дворянин примерно тридцати трёх лет. Впервые он предстаёт перед читателями лежащим на диване в своей квартире. Но дело совсем не в том, что герой только проснулся и сейчас встанет с постели и начнёт заниматься делами. Большую часть своей жизни Обломов проводит лёжа в постели, пребывая в мечтах и бессмысленных рассуждениях. Воспитанный в деревне, в семье, где люди были озабочены только сном и подготовкой к приёмам пищи, Обломов неспособен к серьёзным действиям и принятию решений. Обломов – не просто ленивый человек, не имеющий смысла в жизни, а типичный представитель дворянского общества. Несмотря на высокое социальное положение, он ничего не может без обслуживающих его людей. В детстве его обслуживали крестьяне, теперь это делает его слуга Захар. Дела в родовом имении Обломова идут плохо, но он, надеясь в этом деле на управляющего, не может даже написать тому письмо.
Но, несмотря на это, в Обломов не лишён достоинств. Он не умеет обманывать, притворяться, не испытывает злобы к людям. Обломов – человек с кристально чистой душой. В его вечном «лежании на диване» есть своя правда. Когда всегда деятельный и активный друг Обломова, Андрей Штольц, пытается вывести его из апатического состояния, вывести его в люди, Обломов поражается: «Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»
То, что другие люди считают нормальной жизнью, Обломову кажется пустым и бессмысленным. Он, лёжа на диване в полусне, придумывая идеальные миры, проживает гораздо более яркую, насыщенную эмоциями жизнь. Он не понимает, почему для того, чтобы считать себя живым, деятельным человеком, нужно ходить на бессмысленную службу, посещать торжественные обеды, участвовать в обсуждении сплетен и следить за газетными передовицами.
Тем не менее, даже когда Обломов, казалось бы, начинает меняться под влиянием любви, его натура берёт верх, и он, не сумев совершить решительный шаг навстречу новой жизни, скатывается в прежнее состояние. Герой прекрасно понимает, что с ним произошло:
«- Отчего погибло все? — вдруг, подняв голову, спросила она. — Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...
- Есть, - сказал он чуть слышно.
Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.
- Обломовщина!»
Произносит это слово и друг Обломова Штольц, утверждая, что он «был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!». А причиной тому является всё та же обломовщина.
Статья Н.А. Добролюбова
Как бы отвечая на заданный в конце романа вопрос о том, что же это такое, русский критик Николай Александрович Добролюбов в 1859 году пишет статью «Что такое обломовщина?»
Критик отмечает, что роман несколько растянут. Весь сюжет состоит из: лежания на диване, знакомства и отношений с Ольгой, расставанием, свадьбой Ольги со Штольцем, Обломова с Агафьей Пшеницыной, смерть Обломова. Причина расставания Ольги и Обломова кроется в банальной лени Обломова, нашедшего препятствие в разведении моста через Неву. Но Гончаров хотел в первую очередь разобраться в причинах явления, приведшего к такому исходу.
Причина «обломовщины» - в крепостном укладе российского государства. С малых лет Обломов привык к бездействию, потому что рядом была целая толпа крепостных, которые могли одеть, накормить его, сделать за него любое дело. Потому он не видит смысла в труде, потому как знает, что за него всё будет сделано, нужно только суметь приказать. Любой его порыв к активности, как, например, желание побегать по улице по морозу, тут же пресекается, и потому со временем эти порывы сходят на нет. Такое воспитание стало причиной лени, бесхарактерности и апатии Обломова. Обломов бездеятелен, потому что ему никто не дал возможности определить, для чего человеку жизнь, в чём её смысл. Его семья жила по принципу: прожили день спокойно – дай Бог, чтобы и завтра так было, лишь бы ничего не случилось. Для Обломова жизненный идеал – это безмятежное спокойствие. Ведь что бы он ни делал – не понимал смысла: смысла в службе, в учёбе, отношениях с женщинами, общении с людьми. Это непонимание приводит Обломова на диван.
Таких, как Обломов, немало, а потому «обломовщина» – это не просто лень, а социальное явление:
«Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.
Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п., я не сомневаюсь, что он Обломов.
Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что это всё пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку…»