Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Наполеон бывал в Ростове, или Деталь с картины Верещагина

Перед вами знаменитая картина Василия Верещагина «На этапе. Дурные вести из Франции». На ней изображён Наполеон в сельской церкви, куда его солдаты затащили стол и кровать для господина. Император явно раздосадован и новостями из Франции, и самой атмосферой отступления из Москвы. А святые укоризненно смотрят на чужака. Где же происходит эта сцена? Наверняка где-нибудь под Смоленском или на подходе к злосчастной Березине... А если я вам скажу, что это церковь села Ишня Ростовского уезда Ярославской губернии? «Не может быть!» - воскликнете вы. – «Наполеон не входил в пределы Ярославской губернии, его армия отступала по старой Смоленской дороге».

Да, конечно, император никогда не бывал в Ростове и, тем более, в Ишне. А вот Василий Верещагин, которому, кстати, вчера исполнился бы 181 год, посещал эти места несколько раз. Например, в 1887-1888 годах он совершил творческую поездку в Ростов Великий, Ярославль и Кострому. Это турне привело к созданию нескольких картин, как пейзажных, так и сюжетных. А также послужило накоплению художественного материала, который Василий Васильевич использовал позже, в других работах.

Причём окрестности Ростова настолько понравились знаменитому баталисту, что он посещал древний город ещё несколько раз. И даже помог с открытием в Ростовском кремле художественно-ремесленной школы резьбы и позолоты. А в маленьком селе на берегу реки Ишни Василий Верещагин работал две недели. Ростовскому купцу Ивану Шлякину, одному из создателей музея в Ростовском кремле, он писал про цель своего визита: надо «кое-что котить в Ишневской церкви».

-2

На схожесть картин «Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского» и «На этапе. Дурные вести…» обратила внимание кандидат искусствоведения Елена Ким, автор нескольких статей о связи Верещагина с Ярославским краем. И там, и там мы видим явно один и тот же иконостас! Без сомнения, Верещагин использовал интерьер Ишненской церкви в этой работе наполеоновского цикла.

Запечатленные на обеих картинах царские врата иконостаса создал в 1562 году ростовский резчик - инок Исайя. Они сохранились до наших дней и экспонируются в Ростовском кремле. Там же хранятся и две другие хорошо различимые на картинах Верещагина иконы конца XVII века – «Спас на престоле» (справа от царских врат) и ростовой «Великомученик Георгий» (слева - на северной стене храма).