Построив свою мультипликационную империю и готовясь к открытию Диснейленда, Уолт Дисней не был бы собой (воротилой капитализма), если бы не стремился к чему-то большему.
Ему всегда хотелось снять успешный игровой фильм с живыми актерами, и тем самым встать на одну ступень с другими голливудскими магнатами, которые в те времена поглядывали на "каляку-маляку" свысока.
И в начале 50х Уолт все же решился сделать это. Снять свой первый фильм. Экранизацию "20000 лье под водой" Жюля Верна.
У студии Диснея не было абсолютно никакого опыта работы в кино, поэтому Уолт начал агрессивную вербовку кадров - переманивались все самые лучшие, особенно специалисты технического плана. Даже режиссера Дисней переманил.
И у кого! Ричард Флейшер был сыном главного конкурента Диснея, мультипликатора Макса Флейшера.
-Мистер Дисней, Вы точно знаете, кто я такой? - удивленно спросил Фейшер мл, получивший предложение снимать "20000 лье..."
- Я точно знаю! Именно поэтому и выбрал Вас! - ответил Уолт Дисней.
К счастью, Флейшер ст. не возражал.
Теперь дело было за актерами. Выбор Диснея всегда меня удивлял. Никто из четверки исполнителей главных ролей тогда не ассоциировался с детским кино.
Уроженец Австро-Венгрии Питер Лорре, любимец Бертольда Брехта, к тому времени снялся и в Касабланке, и в Мальтийском соколе - но культовый статус ему принесла роль маньяка в триллере Фрица Ланга "М-убийца". И охотился там Питер Лорре не на кого-нибудь, а на детей. Отличный выбор для фильма Диснея!
Еще один уроженец Австро-Венгрии Пол Лукас свою зловещую репутацию получил у Хичкока, в качестве главы немецкой шпионской группы в "Леди исчезает".
Кирк Дуглас в тот момент был большой звездой, "играя разных негодяев".
Дисней мечтал заполучить его в свой первый фильм. Кирк ставил условия, а Уолт их исполнял.
-Я хочу, чтобы все постоянно видели мой торс!
- Без проблем.
-Я хочу побеждать в каждой драке!
-Хорошо.
-Я хочу, чтобы у меня была подружка... Нет, две подружки!
-Все женщины фильма (включая тюленя Эсмеральду) будут твои!
Перед Эсмеральдой Кирк Дуглас не устоял.
Джеймс Мейсон, имел меньше претензий, в сущности в его контракте было только одно экстраординарное условие - безлимитный доступ его дочери Портланд к мультикам (включая еще не вышедшие на экран мультики).
Про его злодейский имидж я вообще молчу... что говорить, если самым положительным (!) персонажем в его исполнении на тот момент был гитлеровский генерал Роммель.
В общем, собрались все эти прекрасные граждане в одном фильме, и решили рассказать детям сказку.
Сюжет, думаю, вам всем знаком с детства. Середина 19 в. В недрах мирового океана завелось некое чудо-юдо, таранящее корабли. Общественность недоумевает, паникует и подряжает парижского профессора зоологии Пьера Арронакса (Пол Лукас) на поиски и поимку чудовища. Арронакса сопровождает верный помощник Конселль (Питер Лорре). Вместе с ними на корабле тусит (в случае Кирка Дугласа, тусит - в буквальном смысле)
известный мастер топора и гарпуна Нэд Ленд - на случай, если чудовищем окажется китообразное.
Встреча с чудом-юдом не заканчивается для корабля экспедиции ничем хорошим, а вышеназванная троица и вовсе оказывается в воде. Спасаются они, взобравшись на горб чуду-юду..
как оказалось, это подводная лодка.
Гостям на Наутилусе, понятное дело, не рады.
Капитан Немо (Мейсон) поначалу даже приказывает бросить пришельцев за борт... Но потом сменяет гнев на милость - но с явно зловещими и далеко идущими намерениями.
На этом заканчиваются мои воспоминания о книге. Но подозреваю, что фильм для драматизации сильно радикализировал персонажей.
Каждый из них олицетворяет что-то. Они не одномерные, но все же некие типичные представители - класса или социальной группы.
Профессор Арронакс - типичный романтично настроенный либерал. Он свято верит в гуманизм, науку, законы, прогресс и общественный договор. Профессор - прекрасный человек, но способен ли он бороться за что-то, включая собственную жизнь? Фильм дает нам однозначный ответ - нет, не способен.
Конселль - лицо типичного обывателя (не могу поверить, что говорю это про Питера Лорре, но в данном фильме это так). Типичный обыватель не глуп, достаточно добр - но он как флюгер. Собственных убеждений, мнения и даже интересов у него нет. Он склоняется к тому, кто сильнее.
Нэд Ленд - человек от сохи. В данном случае - от гарпуна. Он энергичен, спонтанно добр, но жаден, и в целом недалекий, не склонен к рефлексии. Не способен просчитать дальше одного шага. Но обладает сермяжным здравым смыслом, что подсказывает ему держаться подальше от капитана Немо.
Потому что Немо - это человек "измов". Радикального пацифизма - в данном конкретном случае. Причем настолько радикального, что как в стихотворении:
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Если верить инету, стихотворение написано в 1959 году.
Немо в диснеевском фильме 1954 г. выражает ровно ту же идею.
"Добро - это не героические порывы мистера Лэнда! Сегодня он поступает так, завтра иначе. А добро должно быть незыблемым, оно должно быть постоянным! Добро должно иметь силу!"
Свою миссию арбитра мирового добра Немо видит в том, чтобы встать на путь анархии и топить корабли, перевозящие "зерна войны"- оружие и боеприпасы.
Все четверо пытаются обратить других "в свою веру". В частности, Нэд Лэнд пытается метафорически соблазнить обывателя Конселля - и ему это удается. Толстяк (еще пару поколений назад крестьянским) нутром чует, что в сложные времена надо быть не с интеллигенцией, а с народом.
В случае профессора и Немо, все сложнее, процесс "соблазнения" обоюдный.
Немо - гениальный изобретатель. В 19 веке он умудрился в одиночку раскрыть секрет мирного атома и построить атомную подводную лодку (в фильме это прямо не говорится, но аллюзии понятны). Некие силы - можно предположить, что это ч. в. к., имеющая некоторое отношение к Британской колониальной империи, прознали про это - и Немо пришлось дорого заплатить за свою гениальность. Пытаясь выведать секрет вундерваффе, представители ч.в.к.
пытками убили семью капитана, а самого его бросили на каторгу "Раропанди". Откуда он впоследствии бежал, вместе с группой других узников, ставших командой подводной лодки.
Наутилус приплывает к "Раропанди", и Немо предлагает профессору вглянуть на реальную жизнь. Ту, что в его парижском кабинете не видно.
-Это каторга Раропанди. Могила белого человека.
- Я думал, их запретили...
- То, что приносит прибыль, не запретят никогда.
И получается интересно.
Как я уже говорила, у всех главных героев есть свои аргументы. Никто из четверых не идеален настолько, чтобы считаться истиной в последней инстанции.
Но проблема (или достоинство) фильма в том, что "ист" Немо просто-напросто затмевает других персонажей. И исполнением Джеймса Мейсона, и тем, что Немо единственный, за кем стоит трагическая предыстория. У него единственного слова имеют вес.
Хотел ли Уолт Дисней, чтобы в его первом фильме самым ярким и самым логично обоснованным персонажем стал самый настоящий терр... ист-антиимпериалист? Не знаю, не знаю. Вроде Дисней был из консерваторов, даже к Адику питал симпатию... разве нет?
Другой вопрос, что если сравнивать с настоящими "истами" , с советскими киношными гениальными учеными, к примеру, с тем же Гусевым из "Девять дней одного года", Немо сильно отличается в сторону мизантропии - в его действиях просто нет позитивной программы. Гусев готов умереть, чтобы своим открытием принести благо человечеству. Немо готов умереть, чтобы его открытие ни в коем случае не попало в лапы человечества. Кто больше прав? Опять же... не знаю, не знаю.
Наш американский Немо, к его чести, в принципе и сам понимает, что разбазариваясь на эксы, он занят мышиной возней и лишь ублажением собственных демонов. Поэтому когда либерал Арронакс соблазняет его идеями гуманизма и прогресса, он очень ХОЧЕТ поверить в них. Потому что идея прогресса и гуманизма заложена в подкорке любого ученого. Но Немо боится сам принять решение, и пытается переложить ответственность на профессора.
Между разговорами об "измах" герои ходят на подводную охоту (превосходные съемки), тырят сокровища с затонувшей каравеллы, сражаются с акулой, сражаются с племенем каннибалов, сражаются с гигантским кальмаром,
наконец, сражаются с экзистенциальным ужасом, когда Немо в 50й раз на дню исполняет на органе Токкату и фугу ре минор,а с подводной лодки никуда не убежишь.
Кроме того, за время плавания Нэд Ленд сожрал всю профессорскую коллекцию редких рыб, выпил весь спирт в котором хранились экземпляры, и приучил к распитию крепких напитков тюленя Эсмеральду. Эсмеральда - животное, движимое инстинктами, тоже кстати сообразило, что в тяжелые времена лучше держаться ближе к народу, а не к хозяину, исту Немо.
В конце концов план Нэда Ленда - оставлять где только можно бутылки с координатами базы Немо, сработал. Когда Наутилус приплывает домой, остров окружен кораблями ч. в. к.
Тем кстати совершенно все равно, в кого стрелять, и Неда с Конселлем (которые привели их на базу), они готовы прикончить так же охотно, как любого с Наутилуса.
Немо понимает, что когда повелся на либеральные бредни профессора и рассказал ему свои секреты, то совершил самую большую ошибку в жизни. Добро не только должно быть с кулаками, добро должно быть недоверчиво.
Делать нечего. Немо принимает решение уничтожить остров - приведя в действие ядрену бомбу.
По ходу дела его смертельно ранят, и тогда капитан топит и сам корабль - вместе с собой и готовой безропотно умереть ради сохранения тайны атомного оружия командой.
Нэд Ленд не готов безропотно умереть, и умудряется спастись, вытащив и профессора с Конселлем. Короче, народ в очередной раз спасает интеллигенцию и мелкую буржуазию от издержек очередного Изма.
Сидя в лодке посреди океана, они наблюдают апокалиптический гриб взрыва и исчезающий в пучине морской Наутилус.
Детство американских детей эпохи Эйзенхауэра было сурово. Сидишь целыми днями под партой, отбрабатывая обж в случае ядерной войны, приходишь в кино расслабиться - и на тебе!
Фильм стал на тот момент самым дорогим в истории, переплюнув даже "Унесенных ветром" - в основном из-за сложности подводных съемок и сцены с гигантским кальмаром, которую пришлось полностью переделывать.
Уолт Дисней поставил на эту карту все, заложив последние штаны - и сорвал банк. Фильм более чем окупился в прокате, и навсегда застолбил за студией Диснея место в ряду настоящих КИНОстудий.