14 октября на детской сцене театра Сатиры состоялась премьера спектакля по сказке датского писателя Г.Х. Андерсена (1805–1875) «Дюймовочка». Оригинальная сказка написана в 1835 году. Режиссер спектакля Арина Бессергенева взяла за основу пьесу 1915 года в переводе Ольги Ждановой (Браиловской). Отличие самой пьесы в том, что Дюймовочка в конце обретает свободу, а не попадает в страну Эльфов.
Итак, «Дюймовочка». Казалось бы, чем тут можно удивить? Сейчас разберемся. Лично для меня Андерсен – тот редкий писатель, который может писать про страшное (а что может быть страшнее смерти?), не пугая, а скорее, завораживая. Библиография писателя обширна. В основном это, безусловно, произведения, которые относятся к детскому чтению. Однако сам писатель и драматург считал, что пишет для взрослых. Тут можно не согласиться до конца. Во взрослом возрасте читать Андерсена почему-то тяжелее и безнадежнее, чем в детстве. Поэтому и «Огниво», и «Стойкий оловянный солдатик», и «Девочка со спичками» не пугают детей, а скорее заставляют сопереживать, иными словами, настраивают ребенка на правильную волну эмоций. Дети не очень верят в смерть, вернее, не воспринимают ее как нечто реальное. Произведения Андерсена полны света, а страдания будут заслуженно вознаграждены. Но взрослым порой от этого не легче. Их Андерсен может не очаровать, а напугать, да так, что, «оберегая психику ребенка», родители могут не прочитать или не показать ему мультфильм по произведениям знаменитого датского писателя. А зря. Андерсена можно открывать для себя бесконечно и гадать, какой сюрприз получишь в следующий раз.
Молодой талантливый режиссер Арина Бессергенева нашла беспроигрышный вариант для «Дюймовочки» – приблизить сказку к современному читателю. Заставить ее звучать и для детей, и для взрослых так, словно она написана буквально вчера. При этом обойдясь без современного сленга и декораций, – разве что дать телефон в лапы одному из пауков. Но это выглядит так гармонично, что не вызовет недовольства ни у одного из зрителей, даже старших поколений.
Маленьким детям будет интересен динамичный сюжет, который перемежается веселыми песнями и зажигательными танцами персонажей (хореограф Анастасия Кондратьева).
А старшее поколение будет примерять на своих знакомых то тандем великовозрастного маменькиного сынка (при этом – отчаянного ловеласа) Квакалки и его мамы-жабы, то судьбу слепого пожилого богатого крота, который еще не осознает (но все к этому идет), что верная, но в летах соседка ему подходит куда больше, чем молоденькая свистушка-Дюймовочка. Продолжение