Площадь Согласия для Парижа совсем молода, ее обустройством занялись только к середине XVIII в., а до того момента сегодняшний престижный и дорогой район города был несколькими деревеньками, сохранившимися в названиях улиц и огородами, снабжавшими Париж зеленью и овощами.
Застройку западных территорий за пределами города поручили архитектору Анжу-Жаку Габриелю, его план приняли, хоть и критиковали потом за "пустотность", на площади только 2 здания и огромное незастроенное пространство. Но он предложил дальнейшие преобразования, включил в проект будущую церковь Мадлен, расположенную ровно напротив уже возведенного Бурбонского дворца на другом берегу (современный фасад появился только при Наполеоне). Церковь соединяется с площадью улицей Рояль, Королевской т.е. Ансамбль, который мы видим и сегодня.
А мост к Бурбонскому дворцу не могли построить почти все столетие, денег на него не хватало, там ходил паром. Достроили, удивительно, только в революционную эпоху, с использованием камней Бастилии. Наполеон хотел украсить (вроде и украсил) мост статуями своих павших генералов. При короле Карле X в 1828-29 гг. установили огромные мраморные статуи заслуженных деятелей Франции: 4 министра, 4 полководца, 4 мореплавателя. Но то ли мост не выдерживал их тяжести, то ли они плохо смотрелись, но их сняли уже через несколько лет и теперь они разбросаны по стране.
Работы окончены в 1775 году. Площадь была ограничена балюстрадами и рвом, заросшим травой и выложенным песчаными дорожками. Его засыпали ближе к концу следующего столетия.
Бывшую площадь Людовика XV разбивали в его честь и установили его конную статую работы Бушардона и Пигаля, король в образе римского императора с современным париком. По четырем углам постамента были помещены фигуры, олицетворяющие Силу, Мир, Благоразумие и Справедливость. А поскольку популярность короля к моменту открытия памятника уже почти испарилась, то появлялись эпиграммы вроде: "Добродетели идут пешком, порок - верхом". Статуя до нас не дошла, сгинула в революциях.
Площадь огромна, самая большая в Париже, поэтому использовалась для торжеств, не для прогулок, например здесь проходил фейерверк по случаю свадьбы будущего Людовика XVI и Марии-Антуанетты в мае 1770 г., который закончился трагедией. Версии есть разные: от салюта загорелись декорации, вроде павильона Гименея на площади или украшения на ул. Рояль, или пожара вовсе не было, а была очень плохая организация и был открыт только один путь с площади, в любом случае в давке погибло 132 человека и множество получили ранения.
Казнили короля и королеву там же, где радовались из свадьбе, гильотина несколько раз меняла место в Париже, но самые громкие казни, включая казни Шарлотты Корде, убийцы Марата, графини Дюбарри, Лавуазье и Робеспьера проходили здесь. Когда Шатобриан, писатель и роялист, вернулся в Париж из эмиграции в 1800 г. он такое впечатление оставил:
Что до площади Людовика XV, она была голой; вид у нее был заброшенный, меланхолический и запустелый, как у древнего амфитеатра; проходя по ней, люди убыстряли шаг; мне странно было, что я не слышу стонов; я боялся ступить в лужу крови, хотя кровь давно высохла; я не мог оторвать глаз от той точки небесного свода, к которой устремлялось орудие казни; мне мнилось, будто я вижу брата и его жену в рубище, под ножом кровавой машины, на этой площади, где сложил голову Людовик XVI. На улицах царило веселье, но церковные башни молчали; мне казалось, что нынче день великой скорби, Страстная пятница.
10 апреля 1814 г. здесь было устроено торжественное богослужение по случаю Пасхи, в котором приняли участие прусский король и русский император, в центре площади воздвигли амвон, на который взошли государи, предварительно объехав войска. Очевидцы рассказывают, что такого зрелища Париж не видал никогда и все были под большим впечатлением. Александр, кстати, квартировал на площади, но об этом в следующий раз.
Несмотря на все происходившие здесь события площадь была и не замощена, следовательно грязна, и темна, следовательно опасна, но в 30 - 40-е гг. XIX в. ее облагородили и сложился современный ее облик, с фонтанами, предусмотренными еще в первом проекте и скульптурами, изображающими города Франции, с ростральными колоннами, по причине того, что одно из зданий в это время занимало военное-морское министерство. Интересно, что в 20-х гг. на площадь и еще в некоторые места в городе был закрыт доступ проституткам, запрещено было здесь заманивать клиентов. А в 1843 г. здесь впервые опробовали электрическое освещение.
25 октября 1836 г. на площади был установлен щедрый подарок Египта, 23-х метровый обелиск из Луксорского храма. Там их вообще два и подарили оба, но до Франции только один доехал. Инженер Аполлинер Леба, занимавшийся доставкой и установкой памятника целую книгу написал обо всех сложностях в пути и при установке, когда
плохо понятый приказ, плохо выполненная швартовка, дефектный кусок дерева, перекрученный или сломанный болт, плохо оцененное трение или сопротивление, словом, тысяча непредвиденных случайностей могли привести к ужасной катастрофе: сломанный обелиск, потерянные миллионы и более ста рабочих, раздавленных падением устройства. Таковы были бы последствия провала этой операции.
2 тыс. человек пришли на это смотреть, король Луи-Филипп тоже, но, как и инженер, опасавшийся неудачи операции, он не показывался публике, скрываясь в одном из зданий на площади до благополучного исхода. Это был его первый выход на публику после покушения на него Фиески на бульваре Тампль. Обелиск - это гигантские солнечные часы и, получается, самый древний памятник столицы. А здесь о еще одном трудном подарке Египта.
Площадь действительно огромна, ее вроде даже взглядом не охватить, но выходишь на нее и всегда как-будто пресловутый "вау-эффект" случается, не от того, что красиво очень, к тому же сегодня это еще и огромный транспортный узел, а от простора и о того, что кажется весь город виден: впереди Елисейские поля, за спиной Тюильри, нарядная ул. Рояль, и башня выглядывает из-за деревьев. Полагаю, что градостроители к этому и стремились.
В следующий раз речь пойдет о том, что происходило в отелях на площади, кто и как жил, о краже сокровищ и том, что здесь сейчас.
Ну и не устаю представлять свой телеграм-канал, там всегда другие истории и другие картинки, часто дополняющие тексты здесь.