Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Площадь Согласия

Площадь Согласия для Парижа совсем молода, ее обустройством занялись только к середине XVIII в., а до того момента сегодняшний престижный и дорогой район города был несколькими деревеньками, сохранившимися в названиях улиц и огородами, снабжавшими Париж зеленью и овощами.

Приписывается Alexandre-Jean Noël, Вид на площадь Людовика XV, ок. 1775–1787
Приписывается Alexandre-Jean Noël, Вид на площадь Людовика XV, ок. 1775–1787

Застройку западных территорий за пределами города поручили архитектору Анжу-Жаку Габриелю, его план приняли, хоть и критиковали потом за "пустотность", на площади только 2 здания и огромное незастроенное пространство. Но он предложил дальнейшие преобразования, включил в проект будущую церковь Мадлен, расположенную ровно напротив уже возведенного Бурбонского дворца на другом берегу (современный фасад появился только при Наполеоне). Церковь соединяется с площадью улицей Рояль, Королевской т.е. Ансамбль, который мы видим и сегодня.

Неизвестный автор. Фасад Бурбонского дворца ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Фасад Бурбонского дворца ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

А мост к Бурбонскому дворцу не могли построить почти все столетие, денег на него не хватало, там ходил паром. Достроили, удивительно, только в революционную эпоху, с использованием камней Бастилии. Наполеон хотел украсить (вроде и украсил) мост статуями своих павших генералов. При короле Карле X в 1828-29 гг. установили огромные мраморные статуи заслуженных деятелей Франции: 4 министра, 4 полководца, 4 мореплавателя. Но то ли мост не выдерживал их тяжести, то ли они плохо смотрелись, но их сняли уже через несколько лет и теперь они разбросаны по стране.

Giuseppe Canella. Бурбонский дворец. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Вот видны скульптуры на мосту
Giuseppe Canella. Бурбонский дворец. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Вот видны скульптуры на мосту

Работы окончены в 1775 году. Площадь была ограничена балюстрадами и рвом, заросшим травой и выложенным песчаными дорожками. Его засыпали ближе к концу следующего столетия.

Hubert Robert. Ров на площади Согласия © Bibliothèque nationale de France
Hubert Robert. Ров на площади Согласия © Bibliothèque nationale de France

Бывшую площадь Людовика XV разбивали в его честь и установили его конную статую работы Бушардона и Пигаля, король в образе римского императора с современным париком. По четырем углам постамента были помещены фигуры, олицетворяющие Силу, Мир, Благоразумие и Справедливость. А поскольку популярность короля к моменту открытия памятника уже почти испарилась, то появлялись эпиграммы вроде: "Добродетели идут пешком, порок - верхом". Статуя до нас не дошла, сгинула в революциях.

Неизвестный автор. Площадь Людовика XV ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Скульптура короля в центре
Неизвестный автор. Площадь Людовика XV ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Скульптура короля в центре

Площадь огромна, самая большая в Париже, поэтому использовалась для торжеств, не для прогулок, например здесь проходил фейерверк по случаю свадьбы будущего Людовика XVI и Марии-Антуанетты в мае 1770 г., который закончился трагедией. Версии есть разные: от салюта загорелись декорации, вроде павильона Гименея на площади или украшения на ул. Рояль, или пожара вовсе не было, а была очень плохая организация и был открыт только один путь с площади, в любом случае в давке погибло 132 человека и множество получили ранения.

Неизвестный автор. Казнь Марии-Антуанетты. Musée de la Révolution française
Неизвестный автор. Казнь Марии-Антуанетты. Musée de la Révolution française

Казнили короля и королеву там же, где радовались из свадьбе, гильотина несколько раз меняла место в Париже, но самые громкие казни, включая казни Шарлотты Корде, убийцы Марата, графини Дюбарри, Лавуазье и Робеспьера проходили здесь. Когда Шатобриан, писатель и роялист, вернулся в Париж из эмиграции в 1800 г. он такое впечатление оставил:

Что до площади Людовика XV, она была голой; вид у нее был заброшенный, меланхолический и запустелый, как у древнего амфитеатра; проходя по ней, люди убыстряли шаг; мне странно было, что я не слышу стонов; я боялся ступить в лужу крови, хотя кровь давно высохла; я не мог оторвать глаз от той точки небесного свода, к которой устремлялось орудие казни; мне мнилось, будто я вижу брата и его жену в рубище, под ножом кровавой машины, на этой площади, где сложил голову Людовик XVI. На улицах царило веселье, но церковные башни молчали; мне казалось, что нынче день великой скорби, Страстная пятница.

Малек де Ф. Союзные войска  на площади Согласия 19 марта 1814 года. 1815. Государственный музей им. Пушкина
Малек де Ф. Союзные войска на площади Согласия 19 марта 1814 года. 1815. Государственный музей им. Пушкина

10 апреля 1814 г. здесь было устроено торжественное богослужение по случаю Пасхи, в котором приняли участие прусский король и русский император, в центре площади воздвигли амвон, на который взошли государи, предварительно объехав войска. Очевидцы рассказывают, что такого зрелища Париж не видал никогда и все были под большим впечатлением. Александр, кстати, квартировал на площади, но об этом в следующий раз.

Giuseppe Canella. Площадь Людовика XVI.  1829 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Площадь по-разному называли, в зависимости от политической ситуации.
Giuseppe Canella. Площадь Людовика XVI. 1829 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Площадь по-разному называли, в зависимости от политической ситуации.

Несмотря на все происходившие здесь события площадь была и не замощена, следовательно грязна, и темна, следовательно опасна, но в 30 - 40-е гг. XIX в. ее облагородили и сложился современный ее облик, с фонтанами, предусмотренными еще в первом проекте и скульптурами, изображающими города Франции, с ростральными колоннами, по причине того, что одно из зданий в это время занимало военное-морское министерство. Интересно, что в 20-х гг. на площадь и еще в некоторые места в городе был закрыт доступ проституткам, запрещено было здесь заманивать клиентов. А в 1843 г. здесь впервые опробовали электрическое освещение.

Возведение Луксорского обелиска
Возведение Луксорского обелиска

25 октября 1836 г. на площади был установлен щедрый подарок Египта, 23-х метровый обелиск из Луксорского храма. Там их вообще два и подарили оба, но до Франции только один доехал. Инженер Аполлинер Леба, занимавшийся доставкой и установкой памятника целую книгу написал обо всех сложностях в пути и при установке, когда

плохо понятый приказ, плохо выполненная швартовка, дефектный кусок дерева, перекрученный или сломанный болт, плохо оцененное трение или сопротивление, словом, тысяча непредвиденных случайностей могли привести к ужасной катастрофе: сломанный обелиск, потерянные миллионы и более ста рабочих, раздавленных падением устройства. Таковы были бы последствия провала этой операции.

2 тыс. человек пришли на это смотреть, король Луи-Филипп тоже, но, как и инженер, опасавшийся неудачи операции, он не показывался публике, скрываясь в одном из зданий на площади до благополучного исхода. Это был его первый выход на публику после покушения на него Фиески на бульваре Тампль. Обелиск - это гигантские солнечные часы и, получается, самый древний памятник столицы. А здесь о еще одном трудном подарке Египта.

Giuseppe De Nittis. Площадь Согласия. (1880),
Giuseppe De Nittis. Площадь Согласия. (1880),

Площадь действительно огромна, ее вроде даже взглядом не охватить, но выходишь на нее и всегда как-будто пресловутый "вау-эффект" случается, не от того, что красиво очень, к тому же сегодня это еще и огромный транспортный узел, а от простора и о того, что кажется весь город виден: впереди Елисейские поля, за спиной Тюильри, нарядная ул. Рояль, и башня выглядывает из-за деревьев. Полагаю, что градостроители к этому и стремились.

Площадь в XIX в.
Площадь в XIX в.

В следующий раз речь пойдет о том, что происходило в отелях на площади, кто и как жил, о краже сокровищ и том, что здесь сейчас.

Pierre Thévenet. Paris. Place de la Concorde (1922)
Pierre Thévenet. Paris. Place de la Concorde (1922)

Ну и не устаю представлять свой телеграм-канал, там всегда другие истории и другие картинки, часто дополняющие тексты здесь.