Закон Йеркса — Додсона: как грамотно мотивировать себя и других для достижения целей

Факт: высокий уровень мотивации не гарантирует успешного выполнения дела. В статье рассказываем почему.

Суть закона Йеркса — Додсона

Согласно закону, максимальный успех достигается при среднем (оптимальном) уровне мотивации. Слишком низкая или высокая мотивация снижает эффективность деятельности — учебы, работы и любой другой.

Факт: высокий уровень мотивации не гарантирует успешного выполнения дела. В статье рассказываем почему.

В 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели эксперимент на крысах: поместили животных в лабиринт с коробками черного и белого цвета, при помощи тока заставляли крыс выбирать «нужную» (белую) коробку. Если животное выбирало черную коробку — получало наказание. При слабом ударе током крысы останавливались и отказывались дальше проходить лабиринт, при среднем — находили белую коробку и успешно выполняли задание, при сильном — начинали бегать хаотично и не могли справиться с задачей. Так ученые выяснили, что эффективность растет при умеренной внешней мотивации, а после достижения ее оптимального значения снижается.

Позже к подобным выводам пришел русский физиолог Николай Введенский: существенное увеличение темпа работы (рост стресса и мотивации) снижает производительность. Люди нервничают, чаще ошибаются, им становится сложно принимать решения, находить выход из трудных ситуаций, достигать целей. По мнению исследователя, это связано с тем, что высокий уровень внешней мотивации усиливает процессы торможения в нервно-мышечных окончаниях. Говоря житейским языком, человек начинает «тупить» или «перегорает» — теряет интерес к делу или способность выполнить его.

Как закон работает на практике — примеры из жизни

Считается, что оптимальным является следующий уровень мотивации по десятибалльной шкале:

  • 7–8 баллов для простых задач;
  • примерно 5 баллов для задач средней сложности;
  • 2–3 балла для трудновыполнимых.

Приступая к задаче, оцените степень ее сложности для вас и подумайте, как поддерживать оптимальный уровень мотивации. Если задача сложная — не стоит давать себе сильный «удар током». То же касается поручения задач, например, если вы даете ребенку ответственное задание, то не стоит запугивать его: «Если не справишься — заберу у тебя телефон».

В то же время, если понимаете, что задача требует более высокой мотивации, то можно подумать, как дать ее себе или другому человеку.

Пример. Дарья работает репетитором. В последнее время она стала замечать у себя признаки выгорания: усталость, нежелание работать. Исследовав свои мысли и чувства, Дарья поняла, что оценивает свои услуги дороже, чем берет сейчас за уроки. Она подняла цену, ее мотивация выросла, снова появился интерес к работе.

Если вы даете задания другим людям, то не забывайте интересоваться их состоянием и субъективным восприятием сложности задачи. Мотивируя человека, отталкивайтесь от его представлений о сложности дела, а не от своих.

Мотивация может быть материальной и нематериальной. Интерес к делу, похвала, признание заслуг, благодарность, повышение сложности задач (повышение в должности), награда, реалистичные цели, оптимальные сроки для выполнения задачи — это помогает достичь оптимального уровня мотивации. А он способствует успешному выполнению дела, снижает стресс, улучшает настроение.

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!

Читайте еще: