Продолжаю тему недавней статьи "Астрономы - герои опер и балетов". Я увлеклась операми про Иоганнеса Кеплера, которых набралось целых три, и оставила на десерт оперу Филипа Гласса "Галилео Галилей" (2002).
Филип Гласс: классик минимализма - оперы о великих людях
Американский композитор Филип Гласс (р. 1937) - признанный мэтр, успешный и популярный в разных кругах музыкальной публики. Он работает в технике минимализма, основанной на повторении и постепенном варьировании небольших и нарочито простых гармонических и мелодических паттернов, и делает это весьма искусно.
Гласс - автор огромного количества сочинений, в том числе 15 (на нынешний момент) опер. Обращает на себя внимание явное пристрастие Гласса к сюжетам из жизни великих людей прошлого. Конечно, само по себе это не ново. Ведь в 17 - 18 веках создавались десятки опер про Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ксеркса и прочих монархов древности (выводить современников на оперную сцену обычно опасались, мало ли что!). Зато в 20 веке стало можно сочинять оперы и про людей, живших совсем недавно или даже еще продолжающих активную деятельность.
Прием почти беспроигрышный. "Селебритис" всем интересны, никому не нужно объяснять, кто эти люди и чем известны. А если объяснения и требуются, то лишь в отношении исторических фигур, и оперное либретто одновременно выполняет просветительскую функцию.
Про кого писал оперы Филип Гласс? В списке, приведенном ниже, далеко не все его произведения, в которых действуют знаменитости.
- "Эйнштейн на пляже" (1976)
- "Сатьяграха" (1980) - три акта оперы связаны с фигурами Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Мартина Лютера Кинга.
- "Эхнатон" (1983) - его величество фараон в представлении не нуждается.
- "Путешествие" (The Voyage, 1992) - в сюжете переплетаются плавание Колумба в Новый свет и тема исследование космоса (первый Ученый - фактически Стивен Хокинг в инвалидном кресле).
- "Белый ворон" (1991, поставлено в 1998) - главный герой - мореплаватель Васко да Гама
- "Галилео Галилей", 2002
- "Кеплер" (2009)
Из этого перечня видна не только склонность Гласса (и его заказчиков) к беспроигрышным сюжетам, но и стремление наполнить оперу историческим и отчасти философским и религиозным содержанием (Гласс - буддист), не превращая ее в серию музыкальных картин к учебникам.
Галилей и музыка
Особенно органично в этом контексте смотрятся фигуры Кеплера и Галилея, поскольку оба великих ученых имели некоторое отношение к музыке. Кеплер - как автор учения о "Гармонии сфер", развивавшего пифагорейскую традицию, а Галилео Галилей - как сын композитора, певца, лютниста и теоретика музыки Винченцо Галилея (1520-1591), автора трактата "Диалог о старинной и современной музыке". Винченцо гордо обозначил себя как "флорентийского дворянина" (и его сыновья, стало быть, тоже были не простолюдинами).
Можно послушать музыку Винченцо - например, коллекцию изысканных пьес, напечатанных в другом его трактате, "Фроним" (1584).
В опере Гласса образ отца-композитора тоже присутствует. В конце Галилео Галилей вспоминает счастливые дни юности, когда его дружески принимали при флорентийском дворе, где разыгрывали оперу Винченцо. После этой сцены "театра в театре" Галилео тихо уходит из жизни, воссоединяясь со своим отцом и в музыке, и в небесах.
А открывается опера Гласса прологом, в которой мы видим и слышим старого, совсем ослепшего и потерявшего всех близких, в том числе любимую дочь, но не сломленного ученого. Галилей вспоминает свою жизнь, двигаясь вспять, от рокового процесса инквизиции, подорвавшего его здоровье, к истокам - юности и детству в родной Флоренции.
Первую сцену можно посмотреть и послушать в сети. Запись сделана в театре во время представления, но выложена с разрешения солиста.
В роли Галилея - тенор Аарон МакКон (Aaron McKone).
Я не большая поклонница Гласса и минимализма в целом. Но постановка красивая, музыка приятная. Насчет философских глубин - сильно сомневаюсь.
--
Не знаю точно, какого рода музыку пишет вымышленный мною инопланетный композитор, "уйлоанский Моцарт", принц Ульвен Киофар Саонс. Однако я совершенно уверена в том, что он не приверженец минимализма - хотя бы потому, что его наставниками были два немецких барона, отец и сын Ризеншнайдер цу Нойбург фон Волькенштайн.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".