Найти тему
Наука и фантастика

Поющий Галилей

Оглавление
Скриншот оперы Ф. Гласса "Галилей"
Скриншот оперы Ф. Гласса "Галилей"

Продолжаю тему недавней статьи "Астрономы - герои опер и балетов". Я увлеклась операми про Иоганнеса Кеплера, которых набралось целых три, и оставила на десерт оперу Филипа Гласса "Галилео Галилей" (2002).

Филип Гласс: классик минимализма - оперы о великих людях

Американский композитор Филип Гласс (р. 1937) - признанный мэтр, успешный и популярный в разных кругах музыкальной публики. Он работает в технике минимализма, основанной на повторении и постепенном варьировании небольших и нарочито простых гармонических и мелодических паттернов, и делает это весьма искусно.

Гласс - автор огромного количества сочинений, в том числе 15 (на нынешний момент) опер. Обращает на себя внимание явное пристрастие Гласса к сюжетам из жизни великих людей прошлого. Конечно, само по себе это не ново. Ведь в 17 - 18 веках создавались десятки опер про Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ксеркса и прочих монархов древности (выводить современников на оперную сцену обычно опасались, мало ли что!). Зато в 20 веке стало можно сочинять оперы и про людей, живших совсем недавно или даже еще продолжающих активную деятельность.

Прием почти беспроигрышный. "Селебритис" всем интересны, никому не нужно объяснять, кто эти люди и чем известны. А если объяснения и требуются, то лишь в отношении исторических фигур, и оперное либретто одновременно выполняет просветительскую функцию.

Про кого писал оперы Филип Гласс? В списке, приведенном ниже, далеко не все его произведения, в которых действуют знаменитости.

  • "Эйнштейн на пляже" (1976)
  • "Сатьяграха" (1980) - три акта оперы связаны с фигурами Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Мартина Лютера Кинга.
  • "Эхнатон" (1983) - его величество фараон в представлении не нуждается.
  • "Путешествие" (The Voyage, 1992) - в сюжете переплетаются плавание Колумба в Новый свет и тема исследование космоса (первый Ученый - фактически Стивен Хокинг в инвалидном кресле).
  • "Белый ворон" (1991, поставлено в 1998) - главный герой - мореплаватель Васко да Гама
  • "Галилео Галилей", 2002
  • "Кеплер" (2009)

Из этого перечня видна не только склонность Гласса (и его заказчиков) к беспроигрышным сюжетам, но и стремление наполнить оперу историческим и отчасти философским и религиозным содержанием (Гласс - буддист), не превращая ее в серию музыкальных картин к учебникам.

Галилей и музыка

Особенно органично в этом контексте смотрятся фигуры Кеплера и Галилея, поскольку оба великих ученых имели некоторое отношение к музыке. Кеплер - как автор учения о "Гармонии сфер", развивавшего пифагорейскую традицию, а Галилео Галилей - как сын композитора, певца, лютниста и теоретика музыки Винченцо Галилея (1520-1591), автора трактата "Диалог о старинной и современной музыке". Винченцо гордо обозначил себя как "флорентийского дворянина" (и его сыновья, стало быть, тоже были не простолюдинами).

Титульный лист трактата Винченцо Галилея.
Титульный лист трактата Винченцо Галилея.

Можно послушать музыку Винченцо - например, коллекцию изысканных пьес, напечатанных в другом его трактате, "Фроним" (1584).

В опере Гласса образ отца-композитора тоже присутствует. В конце Галилео Галилей вспоминает счастливые дни юности, когда его дружески принимали при флорентийском дворе, где разыгрывали оперу Винченцо. После этой сцены "театра в театре" Галилео тихо уходит из жизни, воссоединяясь со своим отцом и в музыке, и в небесах.

А открывается опера Гласса прологом, в которой мы видим и слышим старого, совсем ослепшего и потерявшего всех близких, в том числе любимую дочь, но не сломленного ученого. Галилей вспоминает свою жизнь, двигаясь вспять, от рокового процесса инквизиции, подорвавшего его здоровье, к истокам - юности и детству в родной Флоренции.

Первую сцену можно посмотреть и послушать в сети. Запись сделана в театре во время представления, но выложена с разрешения солиста.

В роли Галилея - тенор Аарон МакКон (Aaron McKone).

Я не большая поклонница Гласса и минимализма в целом. Но постановка красивая, музыка приятная. Насчет философских глубин - сильно сомневаюсь.

--

Не знаю точно, какого рода музыку пишет вымышленный мною инопланетный композитор, "уйлоанский Моцарт", принц Ульвен Киофар Саонс. Однако я совершенно уверена в том, что он не приверженец минимализма - хотя бы потому, что его наставниками были два немецких барона, отец и сын Ризеншнайдер цу Нойбург фон Волькенштайн.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".