Найти тему
AMMIAC. МЕДИА

Как взрослые понимают то, что говорят маленькие дети?

Когда дети только начинают говорить, их словарный запас очень скромен. Часто одним из первых звуков, которые они издают, является "да", который может означать папу, собаку, маму или вообще ничего. Как же взрослому слушателю разобраться в этом ограниченном словесном репертуаре?

Очередное исследование, опубликованное в журнале Nature, показало, что понимание взрослыми контекста разговора и знание ошибок в произношении, которые обычно допускают дети, имеют решающее значение для понимания ранних лингвистических попыток их отпрысков. Используя тысячи часов расшифрованных аудиозаписей общения детей и взрослых, исследователи создали вычислительные модели, которые позволили им начать обратное проектирование того, как взрослые интерпретируют то, что говорят маленькие дети. Модели, основанные только на фактических звуках, которые дети произносят в своей речи, относительно плохо предсказывали то, что, по мнению взрослых, говорят дети.

Наиболее успешные модели делали прогнозы на основе больших массивов предшествующих разговоров, которые обеспечивали контекст для того, что говорили дети. Кроме того, при повторном обучении на больших массивах данных общения взрослых и детей модели показали лучшие результаты.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что взрослые обладают высокой квалификацией в создании таких контекстных интерпретаций, которые могут обеспечивать важнейшую обратную связь, помогающую малышам овладевать языком, считают исследователи. "Взрослый человек, имеющий большой опыт слушания, задействует чрезвычайно сложные механизмы понимания языка, и именно это, очевидно, лежит в основе способности понимать то, что говорят маленькие дети", - сказал Роджер Леви, соавтор исследования. "На данный момент у нас нет прямых доказательств того, что эти механизмы непосредственно способствуют освоению языка детьми младшего возраста, но я думаю, что вполне можно предположить, что они делают освоение языка детьми более эффективным".

В то время как во многих исследованиях изучалось, как дети учатся говорить, в данном проекте исследователи хотели перевернуть вопрос и изучить, как взрослые интерпретируют то, что говорят дети. "Ранее люди рассматривали ряд особенностей обучающегося и то, что именно в ребенке позволяет ему усваивать информацию из окружающего мира, при этом было мало сделано для изучения того, как их понимают и как это может повлиять на сам процесс овладения языком", - сказал Стефан Мейлан, соавтор исследования.

В данном исследовании ученые выясняли, могут ли взрослые анализировать кажущиеся бессмыслицей высказываний детей, которые только учатся говорить. "Эта проблема интерпретации детского языка - сложнее, чем обычное понимание взрослого, которая на самом деле тоже не так проста, хотя мы очень хорошо в этом разбираемся", - сказал Леви.

Для исследования ученые использовали наборы данных, содержащие сотни часов транскрибированных разговоров между детьми в возрасте от 1 до 3 лет и их воспитателями. Исследователи также использовали наборы данных детской речи, включающие около 18 млн устных слов, для обучения вычислительных языковых моделей, позволяющих предсказывать, какие слова произносили дети в исходном наборе данных, основываясь на фонетической транскрипции.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, слушая детей, взрослые основывают свою интерпретацию того, что говорит ребенок, на предыдущем обмене мнениями. Например, если ранее в разговоре упоминалась собака, то слово "да" с большей вероятностью будет интерпретировано взрослым слушателем как "собака". Это пример стратегии, которую часто используют люди, слушая других взрослых - понимание на основе "предыстории", или ожиданий, основанных на предыдущем опыте. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что, слушая детей, взрослые учитывают ожидания, связанные с тем, как дети обычно неправильно произносят слова. "Большинство людей предпочитают разговаривать с другими, и я думаю, что дети не являются исключением, особенно если они хотят получить что-то материальное, например, печенье или чтобы их взяли на руки, но также и нематериальное, с точки зрения простого внимания со стороны общества", - сказал Леви. "Это система обратной связи, которая может подтолкнуть ребенка, с его развивающимися социальными навыками, когнитивными способностями и всем остальным, продолжать идти по этому пути, пытаясь взаимодействовать и общаться".

Подписывайтесь на Телеграм

Еще от Аммиак: