Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Московские Монмартры: места в столице, которые облюбовали художники

Осенние краски, береты и каштаны под ногами навевают мысли о прогулках по улочкам парижского Монмартра. Однако в Москве живет не меньше художников, чем в столице Франции. Под мастерские в столице выделяли помещения в старых домах и строили новые в разных районах города. Но лишь пару адресов, на наш взгляд, можно считать московскими «монмартрами». Их творческую среду сохраняет и поддерживает уже несколько поколений художников. Вернисажи и барахолки на Пречистенке Непохожим ни на один другой стал уютный двор старинной усадьбы на Пречистенке (д. 32, стр. 1), где с 1970-х годов обосновалась творческая братия, устраивавшая пленэры, вернисажи, выставки одной картины и даже дружеские барахолки. Длинный желтый особняк князей Охотниковых – с коваными балконами и колоннами – такой, что не пройти мимо, скрывает «Монмартр» за парадным фасадом. Флигели, бывшие каретными сараями, в 1930-е годы надстроили и заселили. Позже часть коммунальных квартир передали художникам – получилось около десятка ма
Оглавление

Осенние краски, береты и каштаны под ногами навевают мысли о прогулках по улочкам парижского Монмартра. Однако в Москве живет не меньше художников, чем в столице Франции.

Под мастерские в столице выделяли помещения в старых домах и строили новые в разных районах города. Но лишь пару адресов, на наш взгляд, можно считать московскими «монмартрами». Их творческую среду сохраняет и поддерживает уже несколько поколений художников.

Вернисажи и барахолки на Пречистенке

Непохожим ни на один другой стал уютный двор старинной усадьбы на Пречистенке (д. 32, стр. 1), где с 1970-х годов обосновалась творческая братия, устраивавшая пленэры, вернисажи, выставки одной картины и даже дружеские барахолки. Длинный желтый особняк князей Охотниковых – с коваными балконами и колоннами – такой, что не пройти мимо, скрывает «Монмартр» за парадным фасадом. Флигели, бывшие каретными сараями, в 1930-е годы надстроили и заселили.

-2

Позже часть коммунальных квартир передали художникам – получилось около десятка мастерских. Гением этого места был реставратор Савва Ямщиков, в мастерской, которого бывали и Белла Ахмадулина, и Максим Шостакович. Художники 2020-х сохранили этот старомосковский дворик почти в неизменном виде, как и его традиции. Здесь все соседи до сих пор знают друг друга и всегда рады гостям.

Богемные мансарды на Сретенском бульваре

Глядя на солидный доходный дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2), сложно представить под его крышей творческий «улей» из десятков пространств.

-3

Под мастерские были отданы бывшие чердаки здания, освободившиеся и переведенные в нежилой фонд в годы расселений при хрущевском массовом строительстве. Здесь в 1967 году обосновался и молодой Илья Кабаков, пионер концептуализма, ставший одним из самых дорогих художников второй половины XX века. Он был центром большого дружеского круга андеграунда и богемы. На его чердаке бок о бок работали художники, прятал свои рукописи Эдуард Лимонов, читал лекции философ Мераб Мамардашвили.

Неординарные люди преображали простую обстановку с оштукатуренными стенами и дощатым полом. В 1989-м Кабаков и его жена Эмилия уехали из страны, мастерскую оставили Иосифу Бакштейну и его Институту современного искусства, а в 2018-м – передали Третьяковской галерее.

Этот дом на Сретенском бульваре по-прежнему останавливает на себе взгляды. Сегодня тоже создают проекты, которые приковывают внимание. В 10 минутах пути на Космодамианской набережной появится комплекс de luxe класса «Космо 4/22».

-4

Раньше здесь находился доходный дом купчихи Чепышевой. В начале 20 века его построили по проекту Николая Благовещенского. Исторический фасад здания в духе поздней эклектики, выходящий на набережную, сохранится и станет частью современного проекта. Познакомиться с клубным домом можно на сайте застройщика.

Также на нашем канале вы можете прочитать: