История искусства богата именами невероятно талантливых людей — Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и так далее. Но как насчет женщин, которые помогали сформировать мировую визуальную историю? Как и во многих других областях, женщинам исторически не удавалось сделать головокружительную карьеру в искусстве, однако есть невероятные женщины, которые выстояли. У этих знаменитых художниц много общего, например, их творческий путь: все они сами по себе являются первопроходцами, преодолевая множество барьеров в личной и общественной жизни.
Конечно, эти женщины, скорее всего, были бы недовольны включением в список женщин-художников, предпочитая, чтобы их ценили как художников вне их пола. Поскольку женщины продолжают бороться за равенство во всех областях, об этих исключительных деятелях искусства часто до сих пор упоминают с точки зрения их пола. К счастью, больше, чем когда-либо, эти выдающиеся женщины противопоставляются своим современникам-мужчинам и получают признание за их вклад в историю искусства.
Изучение некоторых великих художниц прошлого также является хронологией истории искусства. Женщины были ведущими фигурами во всех художественных движениях от итальянского Возрождения до американского модернизма и за его пределами. Прокладывая путь через историю искусства – от придворного художника 16-го века короля Филиппа II до иконы 20-го века – Фриды Кало – давайте взглянем на силу, характер и талант этих исключительных женщин.
СОФОНИСБА АНГИССОЛА (1532–1625)
Художница Софонисба Ангиссола была первопроходцем итальянского Возрождения. Ее отец родился в относительно бедной дворянской семье, но позаботился о том, чтобы она и ее сестры получили всестороннее образование, включая изобразительное искусство,которое включало в себя обучение у уважаемых местных художников. Это было неким стартом для будущих женщин-художниц, которые до этого момента обычно учились только в том случае, если у члена семьи была мастерская. Талант Ангиссолы привлек внимание Микеланджело, с которым она поддерживала неформальное общение посредством обмена рисунками.
Хотя ей как художнице не разрешалось изучать анатомию или практиковаться в рисовании моделей из-за того, что это воспринималось вульгарно, ей все же удалось сделать успешную карьеру. Во многом ее успех был обусловлен ролью художницы при дворе короля Испании Филиппа II. В течение 14 лет она развивала свои навыки будучи официальным придворным художником. Ее картины известны тем, что передают дух и энергию ее натурщиков, и теперь их можно найти в коллекциях по всему миру.
АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ (1593–1653)
Будучи дочерью опытного художника, Артемизия Джентилески в юном возрасте получила доступ к миру искусства. Вначале она просто помогала смешивать краски в мастерской своего отца, но он поддержал ее начинание, отметив ее исключительный талант. Она писала масштабные библейские и мифологические картины, как и ее коллеги-мужчины, и была первой женщиной, принятой в престижную Академию изящных искусств во Флоренции.
Ее наследие иногда омрачается ее биографией, поскольку ее кровавые изображения Юдифи и Олоферна часто интерпретируются через призму её биографии - изнасилования, совершенного руками коллеги-художника. Однако ее талант неоспорим, ее по-прежнему ценят за реалистичное изображение женских форм, глубину красок и поразительное использование света и тени.
ЮДИТ ЛЕЙСТЕР (1609–1660)
Бдит Лейстер родилась в Харлеме и была ведущей художницей Золотого века Голландии. Типичный голландский художник того периода, Лейстер специализировалась на жанровых картинах, натюрмортах и портретах. Подробности ее художественного образования неясны, но она была одной из первых женщин, принятых в гильдию художников в Харлеме. Позже она открыла успешную мастерскую с несколькими учениками-мужчинами и была известна непринужденным и неформальным характером своих портретов.
Хотя при жизни она добилась большого успеха, ее репутация пострадала после ее смерти. Все ее творчество выдавали за произведения созданные либо ее современником Франсом Хальсом, либо ее мужем. В большинстве случаев ее подпись закрывали коллекционеры, стремившиеся получить прибыль из-за высокой рыночной стоимости работ Франса Хальса. Только в конце 19 века эти ошибки были обнаружены, и ученые начали вновь ценить мастерство Лейстер как художника.
АНЖЕЛИКА КАУФМАН (1741–1807)
Анжелика Кауфман родилась в Швейцарии и была дочерью художника-монументалиста Иоганна Йозефа Кауфмана. Она получила художественное образование, работая помощницей своего отца с самого раннего возраста. В молодости она также стажировалась в Италии, где ее исторические картины и портреты были хорошо приняты.
Переехав в Лондон в 1766 году, Кауфман была одной из двух женщин-основательниц Королевской академии художеств. Помимо популярных портретов аристократических натурщиков, художница писала множество классических и аллегорических сцен. Она была заметной фигурой среди своих современников.
МАРИ-ЭЛИЗАБЕТ-ЛУИЗА ВИЖЕ-ЛЕБРЕН (1755–1842)
Французская художница-портретистка Элизабет Виже-Лебрен создала впечатляющую коллекцию работ, насчитывающую около 1000 портретов и пейзажей. Будучи дочерью художника, она рано переняла навыки и мастерство от отца и уже в подростковом возрасте профессионально рисовала портреты. Большой прорыв в ее карьере произошел, когда ее назвали портретисткой Марии-Антуанетты, а позже ей разрешили поступить в многочисленные художественные академии.
Ее картины устраняют разрыв между театральным стилем рококо и более сдержанным неоклассическим периодом. Она пользовалась постоянным успехом, даже находясь в изгнании после Французской революции, поскольку была любимым художником аристократии по всей Европе. Натурщикам нравилось ее умение успокаивать их, что привело к созданию портретов, которые были живыми и лишенными жесткости. Естественная, непринужденная манера ее портретов считалась революционной в то время, когда портретная живопись часто требовала формальных изображений представителей высших классов.
РОЗА БОНЕР (1822–1899)
Французская художница-реалистка считается одной из самых популярных художниц XIX века, известной своими широкоформатными картинами с изображением животных. Она регулярно выставлялась в парижском салоне и добилась успеха за рубежом, как в США, так и в Великобритании. Бонер проводила много времени рисуя животных в движении, что объясняет ее замечательную способность запечатлеть их реалистично на холсте.
Бонёр также славится разрушением гендерных стереотипов. С середины 1850-х годов она носила мужскую одежду, даже получив на это разрешение полиции. Хотя ее часто критиковали за то, что она носила брюки и свободные рубашки, она продолжала носить их на протяжении всей своей жизни, ссылаясь на их практичность при работе с животными. Роза Бонёр более 40 лет была в отношениях с партнершей Натали Микас, а затем, после смерти Микас, завязала отношения с американской художницей Анной Элизабет Клампке. Открыто проживая свою жизнь в эпоху, когда правительство пренебрегало однополыми браками, Бонер заявляла о себе как о новаторской личности как в карьере, так и в личной жизни.
БЕРТА МОРИЗО (1841–1895)
Берта Моризо, считается одной из величайших женщин-импрессионистов. Она родилась в аристократической французской семье и была внучатой племянницей знаменитого художника эпохи рококо Жана-Оноре Фрагонара. Первоначально она выставляла свои работы в престижном Парижском салоне, а затем присоединилась к первой выставке импрессионистов вместе с Моне, Сезанном, Ренуаром и Дега. У Моризо были особенно близкие отношения с Эдуардом Мане, который нарисовал несколько ее портретов, и в конце концов она вышла замуж за его брата.
Ее искусство часто было сосредоточено на бытовых сценах, предпочитая работать пастелью, акварелью и углем. Легкие и воздушные работы, созданные в основном в небольших масштабах, часто подвергались критике как слишком "женственные". Моризо написала в своем дневнике о своей борьбе за то, чтобы ее воспринимали всерьез как художницу, заявив: "Я не думаю, что когда-либо существовал мужчина, который относился к женщине как к равной, и это все, о чем я бы просила, потому что я знаю, что Я стою столько же, сколько и они".
МЭРИ КАССАТ (1844–1926)
Американская художница Мэри Кассат провела свою осознаную жизнь во Франции, где стала неотъемлемой фигурой импрессионистского движения. Она родилась в богатой семье, которая была против ее желания стать художницей. В конце концов она бросила художественную школу, разочаровавшись в отдельном обращении со студентками: они не могли рисовать с натуры, им приходилось рисовать со слепков.
Переехав в Париж в возрасте 22 лет, Кассат обучалась индивидуально и проводила свободное время, копируя картины старых мастеров в Лувре. Карьера Кассат пошла на взлет, когда она присоединилась к импрессионистам и на всю жизнь подружилась с Дега. В то же время она открыто выражала свое беспокойство по поводу формальной системы искусства, которая, по ее мнению, требовала от женщин-художниц флирта или дружбы с покровителями-мужчинами, чтобы двигаться вперед. На протяжении всей своей жизни Кассат продолжала поддерживать равенство женщин, даже участвовала в выставке в поддержку избирательного права женщин.
ХИЛЬМА АФ КЛИНТ (1862–1944)
Хотя Василия Кандинского и Пита Мондриана часто считают первопроходцами европейского абстрактного искусства, на самом деле именно шведская художница Хильма аф Клинт была первопроходцем этого движения. Радикальная художница начала создавать смелые и красочные работы в 1906 году и продолжала работать в этом стиле и в последние годы своей жизни. Однако даже Аф Клинт понимала, что мир не готов к ее искусству. Она редко выставляла свои картины и просила, чтобы ее большая часть работ не выставлялась в течение 20 лет после ее смерти. В конечном итоге ее новаторские работы оставались невидимыми до 1986 года.
На протяжении всей своей взрослой жизни Аф Клинт была частью религиозного движения, где она практиковала своего рода трансцендентальный спиритуализм. Она верила, что духи могут общаться с живыми, и начала участвовать в сеансах. Вступая в контакт с мертвыми, она делала подробные записи и практиковалась в автоматическом рисовании. Во время одного из сеансов в 1906 году художница, которой на тот момент было 43 года, заявила, что получила послание от высшего существа, которое дало "великое поручение". Аф Клинт утверждала, что ее попросили нарисовать картины трансцендентного плана, которые однажды повесят в круглом храме. В течение следующих девяти лет Аф Клинт была поглощена этой миссией. Она завершила "Картины для храма", создав большую серию из 193 работ.
ДЖОРДЖИЯ О'КИФ (1887–1986)
Джорджия О'Киф, художница-авангардистка, являющаяся одной из самых знаменитых художниц в истории. Ее ранние рисунки и картины привели к смелым экспериментам с абстракцией, когда она сосредоточилась на живописи, чтобы выразить свои чувства, открывая эпоху "Искусства ради искусства". При жизни ее карьера была связана с мужем Альфредом Штиглицем, хотя известный фотограф поддерживал идеи о том, что американское искусство может сравниться с искусством Европы и что женщины-художники могут создавать искусство столь же мощное, как и мужчины.
Штиглиц рассматривал творчество как выражение сексуальности, и эти мысли в сочетании с интимными портретами О'Киф вызвали идею о том, что ее картины с изображением цветов крупным планом были метафорами женских гениталий. Эту концепцию художница всегда отрицала, хотя ее работы, несомненно, чувственны. О'Киф большую часть своей карьеры боролась с интерпретацией своих работ через призму гендерной принадлежности. На протяжении всей своей жизни она отказывалась участвовать в выставках женского искусства, желая, чтобы ее определяли художником, вне зависимости от пола. Многие из ее поздних работ были вдохновлены ее домом и ранчо в Нью-Мехико. О'Киф утверждала, что ам, на юго-западе, она нашла свой "духовный дом".
ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА (1898–1980)
Художница Тамара де Лемпицка известна своими стилизованными портретами и обнаженными телами, олицетворяющими эпоху ар-деко. Лемпицка провела большую часть своей карьеры во Франции и США, где ее работы пользовались успехом у аристократов. Одна из ее самых известных картин "Автопортрет в зеленом Bugatti" иллюстрирует хладнокровный и отстраненный характер фигур Лемпицки. В работе, созданной для обложки немецкого модного журнала, художница изображает независимость и недоступную красоту.
Ее картины часто содержали повествования о желании, соблазнении и современной чувственности, что делало их революционными для своего времени. Лемпицка пользовалась успехом до начала Второй мировой войны, но интерес к ее работам возродился, когда в 1960-х годах ар-деко снова стал популярным. Ее узнаваемый стиль делает ее особенно любимой среди поклонников художников ар-деко, и сегодня ее работы более популярны, чем когда-либо, а Мадонна является известным коллекционером ее картин.
ФРИДА КАЛО (1907–1954)
В настоящее время нет другой художницы с таким же узнаваемым именем. Хотя история трагического происшествия в молодости и бурные отношения с мужем Диего Риверой иногда затмевали ее художественные способности, нельзя отрицать силу ее живописи. Она особенно известна своими автопортретами, в которых затрагиваются темы идентичности, страданий и человеческого тела.
Хотя при жизни о ней иногда писали исключительно как о "жене Диего Риверы", ее произведения стали ещё более известны после ее смерти. Самые знаковые картины Фриды Кало принадлежат важным художественным музеям мира, а она завоевала статус защитницы феминисток и др.
ХЕЛЕН ФРАНКЕНТАЛЕР (1928–2011)
Выросшая на Манхэттене, Хелен Франкенталер изучала живопись в школе Далтона и колледже Беннингтона. Свою карьеру она начала в 1952 году с показа картины "Горы и море". Ещё на этапе обучения у художника Ганса Хоффмана, она стала важной фигурой в художественном движении абстрактного экспрессионизма, ее картины отличались красочными, органичными формами. Ее творческая жизнь, которая длилась 60лет, демонстрирует постоянную эволюцию стиля художницы. Находясь под влиянием Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, она разработала уникальный метод рисования - технику влажных пятен.
Сегодня Франкенталер помнят как ключевого представителя абстрактного экспрессионизма и первопроходца живописи цветового поля — стиля, в котором в качестве объекта используются большие полосы цвета. Чтобы добиться эффекта размытия ярких цветов, Франкенталер разбавляла краски скипидаром до консистенции акварели, прежде чем наносить их на негрунтованный холст, уложенный на пол. Она манипулировала различными инструментами, иногда поднимая холст и наклоняя его различными способами, позволяя краске растекаться, впитываться в поверхность и перемещаться по ней таким образом, чтобы в работе сочетались контроль и спонтанность. Ее и подобные ей работы были включены в знаменитую выставку 1964 года под названием "Пост-живописная абстракция", которую курировал искусствовед Клемент Гринберг. Сегодня ее абстрактные картины можно найти в большинстве крупных американских художественных музеев.