Большинство обывателей, приближающихся к медицине лишь вынужденно, фамилию Склифосовский все же знает твердо. Во-первых, помимо различных здравоохранительных учреждений по всему бывшему СССР, в Москве его имя носит самая главная неотложка. Во-вторых, в знаменитой гайдаевской комедии некто Балбес обрывает псевдо-эпидемиолога словами, моментально ушедшими в народ: "Короче, Склихасовский!". Так что фамилия действительно знаменитая, пусть и по причине случайной интеграции в масскульт.
На деле эпохальных медиков по фамилии Склифосовский в России было минимум два. Причем они не просто однофамильцы, а самая наиближайшая родня – дядя и племянник. И оба внесли солидный вклад в развитие медицины. Как непосредственно в лекарское дело, так и в организацию процесса. И все же все основные почести и слава достались дяде, Николаю Васильевичу. Честно говоря, вполне заслуженно. Масштаб личности Склифосовского старшего впечатляет и сегодня, спустя почти два века.
Родился Николай Склифосовский 6 апреля (по нынешнему календарю) 1836 года. В небогатой многодетной дворянской семье, жившей на хуторе Карантин, под Дубоссарами. Шестой ребенок из девяти. Перспектив, словом, уже изначально негусто.
Потом сложности только усугублялись. Рано умирает мать. Отец, служивший на малодоходной должности письмоводителя карантинной конторы, вынужденно отдает детей младше 12 лет в одесский приют. Николай попадает в эту категорию. Через год или два начинается очередная эпидемия холеры. Служащие конторы, понятное дело, оказались в гуще событий. Отец заразился, чуда не случилось. Николай Склифосовский остался круглым сиротой.
Из наследства только фамилия. Доброй родни с неограниченным кредитом тоже не случилось. Имелся только один шанс выйти в люди – много учиться и работать. Николай Васильевич именно так и поступил. Окончил гимназию с серебряной медалью (физика подкачала, остальное на отлично). Жил на государственный кошт, да еще давал частные уроки. Но после окончания заведения в 1854 встал вопрос выбора дальнейшей профессии. И тут сошлись сразу несколько факторов. Смерть родителей, карантинная контора рядом с родным хутором, да еще и военный госпиталь на территории карантина. Докторская карьера была предопределена.
Получил небольшой пенсион от Одесского приказа общественного презрения. Что дало возможность поступить в Московский университет на медицинский факультет. Больше всего интересовался хирургией во всех ее проявлениях. Стал одним из лучших студентов на курсе. Это с учетом того, что деньги с родины поступали нерегулярно, часто с запаздыванием в несколько месяцев.
После окончания курса вышел со степенью лекаря в 1859 году. Вернулся в Одессу. Причем деньги на дорогу пришлось выбивать на факультете – последний транш от попечителей сильно задержался. Поступил ординатором в хирургическое отделение городской больницы, отработал несколько лет. Получил предложение стать главным врачом больницы (прежний серьезно заболел). Отказался – не хотел запускать любимую хирургию.
Как-то раз поехал к родне в Дубоссары (по некоторым данным – в Москву через Дубоссары). И по личной просьбе губернатора Харьковской губернии задержался в родном городе – местный доктор заболел и пришлось полгода его замещать. После чего учился в Харьковском медицинском, где защитил диссертацию на звание доктора в 1863 году.
Получив звание, Николай Васильевич выхлопотал себе заграничную стажировку. Уехал в Германию, где работал сначала в патологоанатомическом институте и хирургической больнице, где старался познакомиться со всеми передовыми веяниями. Дальше практика в военном лазарете и работа полевым хирургом во время войны Пруссии и Австрии. Эта германская эпопея заняла два с лишним года.
Далее уехал во Францию. Там тоже было чему поучиться. И в самом конце французской командировки попал на новую войну. На этот раз франко-прусскую. Снова работа в полевых госпиталях, только теперь французских.
Ненадолго вернулся в Россию. Потом снова конфликт – Сербия с Черногорией рубились с Турцией. Через год уже русско-турецкая кампания. Сначала обычным хирургом полевого госпиталя. Но быстро сообразили, что у Николая Васильевича, помимо знаний, огромный опыт военного хирурга. И родина направила его сначала консультировать полевые лазареты, оптимизируя их работу. А потом его сделали главным хирургом императорской армии. Заслуги отметили черногорским орденом Князя Даниила и российским Владимиром 3-й степени. С мечами! Что акцентировало именно на военные заслуги.
Уникальный опыт, обобщенный сразу после войны, позволил Склифосовскому написать ряд работ, признанных сразу после публикации хрестоматийными. Надо сказать, что многие тезисы Склифосовского уже выдвигались раньше, в годы Крымской войны великим Пироговым. Но предшественник не смог отдельные новшества ввести в систему. А Склифосовский именно создал систему, касающуюся сортировки раненых, первой помощи, транспортировки их и дальнейшего лечения. При этом использовались и иностранный опыт, и собственные разработки. Это не считая успешного опыта проведения полостных операций, раньше считавшихся бесполезными!
С 1880 года Николай Васильевич Склифосовский работает приглашенным профессором Московского университета. И одновременно заведует хирургической частью университетской больницы. Через два года он уже входит в штат постоянных университетских преподавателей. Это с 1882 года. Далее – декан медицинского факультета. И при Склифосовском университетская лечебница довольно скоро стала лучшей в стране. Немного погодя ее уже признавали за лучшую в Европе, больница стала эталонной. Ее опыт внедрялся по медицинским учреждениям всей империи.
Прежде всего Склифосовский ввел жесткую антисептику. Врачей обязали работать в чистых халатах (раньше это не считалось обязательным), мыть и обеззараживать руки перед операциями, тщательно следить за обработкой инструментария. И еще масса мер, направленных на антисептирование и асептирование. Летальность снизилась в разы, так что к опыту Московской университетской клиники прислушивались.
Интересно, что по своему характеру Николай Васильевич оказался идеальным служакой, лишенным всякого корыстолюбия. Он сумел добиться успехов во всех видах хирургии. Гинекология, лечение онкологии, травматология, целый букет новаторских полостных операций… И не просто разработка методов, а передача знаний широкой массе врачей. Еще с его подачи появился целый Клинический городок при университете. Проводились регулярные научные конференции, призванные обобщать и обмениваться полученным опытом. А еще его неоспоримый авторитет передового врача позволил Склифосовскому привлечь массово купеческий капитал в виде добровольных пожертвований. Как раз на строительство упомянутого городка.
В 1893 году получил перевод в Санкт-Петербург. Снова напряженная медицинская практика, преподавательская работа, совмещенная с председательством в Русском хирургическом обществе и регулярном редактировании журнала "Летопись отечественной хирургии". Работоспособность просто чудовищная. Одних работ по медицине свыше 70! Собственно, вся современная военно-полевая медицина как методически, так и организационно – это детище Склифосовского. А тут и до скорой помощи рукой подать – вся интенсивная терапия имеет точно такие же корни.
Заслуги великого врача признали еще при жизни. Он стал почетным членом Московского университета, получил орден святого Владимира 2 степени. И чин Тайного советника – это как генерал-лейтенант в армии (в 1891 году дали). Следом к жалованию прибавилась государственная пенсия немалого достоинства – 6000 рублей в год.
Возраст и упорная работа брали свое. В начале ХХ века (рубеж 1903-1904 годов) Склифосовский перенес первый инсульт. Пришлось резко менять образ жизни. Николай Васильевич ушел со всех должностей и переехал из столицы в усадьбу под Полтаву. Там занялся садоводством и вроде даже более-менее восстановился. Начал подумывать о возврате к преподавательской деятельности. Увы, не получилось – повторный инсульт 13 декабря 1904 года оказался роковым. Великий реформатор российской медицины скончался в возрасте 68 лет. Похоронили его недалеко от места знаменитой Полтавской битвы.