Найти в Дзене
Лахта Центр

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БАЛЕТА


Ко Дню балета, который празднуется сегодня, продюсер Дмитрий Мильков узнал у артистов из известных трупп о главных балетных премьерах, которые можно ждать этой осенью.

— Всемирный день балета — праздник весьма молодой, ему еще и десяти лет не исполнилось. Все началось с того, что в «Ковент-Гарден» устроили прямую трансляцию репетиций Королевского балета. Нестандартный маркетинговый ход обернулся более чем полумиллионом просмотров за один день (вот тебе и искусство для избранных!). То, что началось столь успешно, решили «углубить и расширить». С 2014 года затея превратилась во Всемирный день балета и ежегодную практику трансляций балетного закулисья многими ведущими театрами мира.
«То стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет», — описывал танец балерины Авдотьи Истоминой Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин», глава I, строфа XX). И многие потом говорили о гениальной легкости этих строк, их поэтическом совершенстве и аристократической непринужденности, об изысканности и изяществе, казалось бы, такого нехитрого сочетания звуков и слов, за которым между тем стоит исключительный талант, мастерство, годы усердного поэтического совершенствования. Таков и балет… Титанический труд, результат которого выглядит столь легко и непринужденно. Совершенство формы, которая становится тут главным, а порой и единственным самодостаточным содержанием. Чувственность. Элегантность.
Современный балет очень разный. В нем есть место и традиции, и эксперименту, и консервативным течениям, и новаторским, и стремлению держать оборону своей исторически сформировавшейся идентичности, и желанию расширять мосты между традиционным балетом и широким общим контекстом танцевальной культуры, различными хореографическими практиками.
В канун Всемирного дня балета я обзвонил своих добрых друзей и знакомых, имеющих отношение к балету. Задал им один и тот же вопрос: что посоветуете к просмотру в оставшиеся недели петербургской осени? Да простят меня приверженцы наиболее строгого соблюдения балетных догматов, но я позволил своим респондентам порекомендовать нам как классические балетные образцы, так и те танцевальные спектакли, которые, возможно, могут привести вас к балету.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЗЛАТЫ ЯЛИНИЧ

Злата Ялинич, балерина Мариинского театра. Фото: https://vk.cc/crVxOb
Злата Ялинич, балерина Мариинского театра. Фото: https://vk.cc/crVxOb

Блистательная балерина Мариинского театра, выпускница прославленной Академии русского балета им. Вагановой, ранее танцевавшая в труппе Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана, Злата Ялинич уверенно чувствует себя как в рамках строгой балетной традиции, так и в стихии современного танца. Между тем Злата, конечно же, представительница «того самого балета». Ее рекомендации таковы:
1. 26 октября, Мариинский театр. На сцене — четыре коротких балета: «Шопениана», «Видение розы», «Лебедь», «Шахеразада». Хореография Михаила Фокина начала прошлого века. Прекрасный вариант и для знакомства с балетом, и для очередной встречи с ним. Старый (но не устаревший!), добрый, романтический балет в том виде, как мы его себе и представляем чаще всего. Можно сказать, проверенное десятилетиями зрительских аплодисментов собрание балетных хитов. По словам Златы — великолепная возможность «насладиться разнообразием танцевальных форм за один вечер».

«Шопениана», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Шопениана», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Лебедь», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Лебедь», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Шахерезада», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Шахерезада», фото Наташи Разиной © Мариинский театр

2. 24–25 ноября. Михайловский театр. «Светлый ручей». Музыка Дмитрия Шостаковича. Премьера постановки в хореографии Александра Омара. Первая постановка состоялась в 1935 году на сценах ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский) и московского Большого театра; в 1936 году балет запретили, как и многое, что было связано с именем Шостаковича; в 2003-м балет был восстановлен в Большом театре — и вот теперь его ставят в Михайловском. По мнению Златы, если вы интересуетесь балетом и следите за балетными новостями, пропустить такое было бы непростительно.

«Видение розы», фото Наташи Разиной © Мариинский театр
«Видение розы», фото Наташи Разиной © Мариинский театр

РЕКОМЕНДАЦИИ ВАДИМА КАСПАРОВА

Вадим Каспаров, сооснователь Дома танцев «Каннон Данс», фестиваля OPEN LOOK,, фестиваля КИНОТАНЕЦ и др. Фото: https://vk.cc/crVAJd
Вадим Каспаров, сооснователь Дома танцев «Каннон Данс», фестиваля OPEN LOOK,, фестиваля КИНОТАНЕЦ и др. Фото: https://vk.cc/crVAJd

Вадим Каспаров — личность поистине легендарная. Мало кто сделал в нашем городе столь много для развития современного танца (contemporary dance), как Вадим и Наталья Каспаровы. Их главное детище — Театр современного танца «Каннон Данс»: великолепная труппа, школа-студия, добрый десяток различных фестивалей, посвященных современному танцу. Несмотря на непростые взаимоотношения между балетом и современным танцем, Вадим считает Всемирный день балета по праву и своим праздником. Так что нечего удивляться тому, что 2 ноября «Каннон Данс» дает два премьерных спектакля, на которые нас всех и приглашает.

БЕССЕРДЕЧНОСТЬ/БАР.ОКО, «Каннон Данс». Фото: https://vk.cc/crVVVe
БЕССЕРДЕЧНОСТЬ/БАР.ОКО, «Каннон Данс». Фото: https://vk.cc/crVVVe

2 ноября. Екатерининское собрание. «Бар.око» в постановке венгерского хореографа Лоранда Закара и «Бессердечность» в постановке немецкого хореографа (а также фотографа и видеохудожника) Лилит Акопян. В «Бар.око» современная хореография сопровождается музыкой эпохи барокко, существует как бы на пограничье разных эпох, подчеркивая, по словам Вадима Каспарова, «современность традиции». В «Бессердечности» мы сталкиваемся с исключительно своеобразным танцевальным языком, уникальной техникой танца, требующей как от исполнителей, так и от зрителей предельного внимания и концентрированного вслушивания в язык пластики и движения. То, что два спектакля будут показаны в рамках одного вечера, должно, по мнению Вадима, «продемонстрировать широкие технические и артистические возможности творческого коллектива “Каннон Данс”». Не раз бывал на спектаклях «Каннон Данс», поэтому со своей стороны уверенно подтверждаю рекомендацию.

Выступление «Каннон Данс». Фото: https://vk.cc/crVVVe
Выступление «Каннон Данс». Фото: https://vk.cc/crVVVe

РЕКОМЕНДАЦИЯ МАРИНЫ КОРОБКО

Марина Коробко -- танцор фламенко, педагог по хореографии, ритмике и сценическому движению, хореограф-постановщик. Фото: https://vk.cc/crVBc3
Марина Коробко -- танцор фламенко, педагог по хореографии, ритмике и сценическому движению, хореограф-постановщик. Фото: https://vk.cc/crVBc3

Танцовщица, хореограф, руководитель собственной танцевальной студии Марина Коробко занимается изучением, сохранением и развитием фламенко — можно сказать, народного танца южной Испании. Меж тем страстное (а как же иначе, когда речь идет о фламенко) увлечение танцевальной этникой никоим образом не исключает любви к балету.
Всем тем, кому интересен балет, кто его давно и преданно любит или кто только готов попробовать его полюбить, Марина рекомендует посетить постановки любимого ей Начо Дуато на сцене Михайловского театра. 4 и 5 ноября — «Щелкунчик», 9 и 26 ноября — «Кармен» (премьера!), 12 ноября — новый «Дон Кихот»: «Идальго из Ла-Манчи», 22 и 23 ноября — «Спящая красавица». Возможно, любовь к фламенко и любовь к испанскому хореографу, давно, много и исключительно плодотворно работающему с Михайловским театром, растет у Марины из какого-то единого корня. Но… даже если вы фламенко не танцуете, посмотреть постановки Дуато действительно стоит. «Для меня, — говорит Марина, — постановки Начо Дуато — это абсолютно новый взгляд на балет, это великолепная хореография, потрясающие костюмы и целый мир вдохновения». Да! А разнообразие спектаклей, поставленных Дуато для Михайловского театра, — возможность выбрать балет по своему вкусу.

#этонадовидеть

27 окт 18:09
27 окт 18:09

Удалить