Ко Дню балета, который празднуется сегодня, продюсер Дмитрий Мильков узнал у артистов из известных трупп о главных балетных премьерах, которые можно ждать этой осенью.
— Всемирный день балета — праздник весьма молодой, ему еще и десяти лет не исполнилось. Все началось с того, что в «Ковент-Гарден» устроили прямую трансляцию репетиций Королевского балета. Нестандартный маркетинговый ход обернулся более чем полумиллионом просмотров за один день (вот тебе и искусство для избранных!). То, что началось столь успешно, решили «углубить и расширить». С 2014 года затея превратилась во Всемирный день балета и ежегодную практику трансляций балетного закулисья многими ведущими театрами мира.
«То стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет», — описывал танец балерины Авдотьи Истоминой Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин», глава I, строфа XX). И многие потом говорили о гениальной легкости этих строк, их поэтическом совершенстве и аристократической непринужденности, об изысканности и изяществе, казалось бы, такого нехитрого сочетания звуков и слов, за которым между тем стоит исключительный талант, мастерство, годы усердного поэтического совершенствования. Таков и балет… Титанический труд, результат которого выглядит столь легко и непринужденно. Совершенство формы, которая становится тут главным, а порой и единственным самодостаточным содержанием. Чувственность. Элегантность.
Современный балет очень разный. В нем есть место и традиции, и эксперименту, и консервативным течениям, и новаторским, и стремлению держать оборону своей исторически сформировавшейся идентичности, и желанию расширять мосты между традиционным балетом и широким общим контекстом танцевальной культуры, различными хореографическими практиками.
В канун Всемирного дня балета я обзвонил своих добрых друзей и знакомых, имеющих отношение к балету. Задал им один и тот же вопрос: что посоветуете к просмотру в оставшиеся недели петербургской осени? Да простят меня приверженцы наиболее строгого соблюдения балетных догматов, но я позволил своим респондентам порекомендовать нам как классические балетные образцы, так и те танцевальные спектакли, которые, возможно, могут привести вас к балету.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЗЛАТЫ ЯЛИНИЧ
Блистательная балерина Мариинского театра, выпускница прославленной Академии русского балета им. Вагановой, ранее танцевавшая в труппе Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана, Злата Ялинич уверенно чувствует себя как в рамках строгой балетной традиции, так и в стихии современного танца. Между тем Злата, конечно же, представительница «того самого балета». Ее рекомендации таковы:
1. 26 октября, Мариинский театр. На сцене — четыре коротких балета: «Шопениана», «Видение розы», «Лебедь», «Шахеразада». Хореография Михаила Фокина начала прошлого века. Прекрасный вариант и для знакомства с балетом, и для очередной встречи с ним. Старый (но не устаревший!), добрый, романтический балет в том виде, как мы его себе и представляем чаще всего. Можно сказать, проверенное десятилетиями зрительских аплодисментов собрание балетных хитов. По словам Златы — великолепная возможность «насладиться разнообразием танцевальных форм за один вечер».
2. 24–25 ноября. Михайловский театр. «Светлый ручей». Музыка Дмитрия Шостаковича. Премьера постановки в хореографии Александра Омара. Первая постановка состоялась в 1935 году на сценах ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский) и московского Большого театра; в 1936 году балет запретили, как и многое, что было связано с именем Шостаковича; в 2003-м балет был восстановлен в Большом театре — и вот теперь его ставят в Михайловском. По мнению Златы, если вы интересуетесь балетом и следите за балетными новостями, пропустить такое было бы непростительно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВАДИМА КАСПАРОВА
Вадим Каспаров — личность поистине легендарная. Мало кто сделал в нашем городе столь много для развития современного танца (contemporary dance), как Вадим и Наталья Каспаровы. Их главное детище — Театр современного танца «Каннон Данс»: великолепная труппа, школа-студия, добрый десяток различных фестивалей, посвященных современному танцу. Несмотря на непростые взаимоотношения между балетом и современным танцем, Вадим считает Всемирный день балета по праву и своим праздником. Так что нечего удивляться тому, что 2 ноября «Каннон Данс» дает два премьерных спектакля, на которые нас всех и приглашает.
2 ноября. Екатерининское собрание. «Бар.око» в постановке венгерского хореографа Лоранда Закара и «Бессердечность» в постановке немецкого хореографа (а также фотографа и видеохудожника) Лилит Акопян. В «Бар.око» современная хореография сопровождается музыкой эпохи барокко, существует как бы на пограничье разных эпох, подчеркивая, по словам Вадима Каспарова, «современность традиции». В «Бессердечности» мы сталкиваемся с исключительно своеобразным танцевальным языком, уникальной техникой танца, требующей как от исполнителей, так и от зрителей предельного внимания и концентрированного вслушивания в язык пластики и движения. То, что два спектакля будут показаны в рамках одного вечера, должно, по мнению Вадима, «продемонстрировать широкие технические и артистические возможности творческого коллектива “Каннон Данс”». Не раз бывал на спектаклях «Каннон Данс», поэтому со своей стороны уверенно подтверждаю рекомендацию.
РЕКОМЕНДАЦИЯ МАРИНЫ КОРОБКО
Танцовщица, хореограф, руководитель собственной танцевальной студии Марина Коробко занимается изучением, сохранением и развитием фламенко — можно сказать, народного танца южной Испании. Меж тем страстное (а как же иначе, когда речь идет о фламенко) увлечение танцевальной этникой никоим образом не исключает любви к балету.
Всем тем, кому интересен балет, кто его давно и преданно любит или кто только готов попробовать его полюбить, Марина рекомендует посетить постановки любимого ей Начо Дуато на сцене Михайловского театра. 4 и 5 ноября — «Щелкунчик», 9 и 26 ноября — «Кармен» (премьера!), 12 ноября — новый «Дон Кихот»: «Идальго из Ла-Манчи», 22 и 23 ноября — «Спящая красавица». Возможно, любовь к фламенко и любовь к испанскому хореографу, давно, много и исключительно плодотворно работающему с Михайловским театром, растет у Марины из какого-то единого корня. Но… даже если вы фламенко не танцуете, посмотреть постановки Дуато действительно стоит. «Для меня, — говорит Марина, — постановки Начо Дуато — это абсолютно новый взгляд на балет, это великолепная хореография, потрясающие костюмы и целый мир вдохновения». Да! А разнообразие спектаклей, поставленных Дуато для Михайловского театра, — возможность выбрать балет по своему вкусу.
#этонадовидеть