Недавно приходила в гости семья, там ребенок в пятом классе, - они рассказали.
Есть учитель русского языка, который не устраивает родителей. Она "ставит тройки" и рвет тетради. Понять из рассказа причины, по которым учитель рвет тетради не удалось. Знакомая мама и сама этого точно не понимает. Вывод из всего услышанного я сделал такой:
бывает это крайне редко, в экстраординарных случаях, с целью эмоционально-психологического давления.
Понятное дело, что сама мама к такому выводу прийти не может. Как не понимает она и того, почему подобные действия не могут совершаться часто - потеряется "перец"...
Когда-то моя маленькая дочь, вместо того, чтобы засыпать в положенное время, включала без звука телевизор. Телефон мы у нее забирали после определенного часа, а телевизор стоит в комнате - грех не пользоваться.
Конечно, мы с женой сразу же заметили, что дочь не спит "после отбоя". Но прямо упрекать ее в этом после первого раза не стоило. Она быстро выключала устройство с пульта и делала вид, что спит, едва заслышав наши шаги. На робкие намеки делала самое невинное лицо и все отрицала.
Сходу уличать ее во вранье или подкрадываться было антипедагогично. Сейчас об этом писать не буду, сделаю это позднее. Сейчас - тема другая.
Но и отвлеченные разговоры о том, что мы все должны быть честны по отношению друг к другу, а по ночам нужно спать - не действовали. Поэтому однажды я, молча пройдя до кровати и сев на край, взял лежащий рядом пульт и ударом о колено сломал его на две части. Без всяких обвинений и скандалов. Молча.
Потом пожелал дочери спокойной ночи и ушел. Никаких "ночных посиделок" после чтения книги перед сном больше не было.
Такой же принцип "перенаправленной агрессии" работает и на этом видео:
И этот же принцип лежит в основе такого действия учителя русского языка - рвать тетрадь. Совершенно очевидно, что учитель незаурядный. Размышляющий о своем деле и старающийся получить результат.
Осуждаю ли я его за это действие? Ни в коем случае. Даже хвалю за изобретательность. Осуждаю за другое...
Когда-то мой отец пришел учиться на сварщика в ПТУ. Учебное заведение было таким, что мой отъявленный хулиган батя прослыл в нем "хорошим ребенком". На первом родительском собрании между родителями и уважаемым мастером-казахом произошла такая беседа:
- Я обещаю, что они выйдут отсюда специалистами. И проблем много не будет. Есть только одно "но"...
- Говори, говори Абай Бошаевич!
- Я на руку слаб...
- О! Бей! Бей, Абай Бошаевич!
И у меня вопрос: а почему этот учитель не поговорил с родителями? Почему он не объяснил им в чем важность "русского языка" и как сложно его сдать хотя бы на том же ЕГЭ? Почему не попросил у них разрешения на такие действия, которые, если понадобится, будут происходить очень редко?
Весь мой опыт говорит о том, что с ними можно было об этом договориться. Более того - в таком случае вся их бурлящая энергия пошла бы на пользу! Например я, однажды, порвал наушники ученика, что описано в книге "Восточный фронт". И за это меня мама не только благодарила, но и выдала разрешение еще и на рукоприкладство по отношению к своему оболтусу, отца не имеющему.
Заодно на таком собрании можно было бы выявить и запомнить тех, чьи родители выступали категорически против. И не трогать их детей. И никакой дискриминации тут бы не было. Потому что наглядный такой поступок совершенный по отношению к "разрешенному" ребенку очень сильно воздействует на весь класс без исключения. А то, что вы будете знать чересчур "умных" родителей пойдет вам на пользу. Их вообще лучше не трогать, по всем известному мудрому русскому принципу.
Но учитель этого не сделал. И это плохо. У меня была статья о том, насколько тщательно выстраивала диалог с родителями учитель математики, у которой я много для себя взял:
И еще один минус есть "в копилке профессионализма" обсуждаемого педагога. Дело в том, что учитель задает домашние задания... в ватсап.
Это удалось выяснить по ходу разговора с мамой, между делом. Получилось так, что один-два случая, когда учитель порвал тетрадь, "завязали" на себя весь негатив. Который, на самом деле, "выделялся" на других направлениях.
Сильно после того, как родители с детьми выполнят задание, данное в мессенджере, в электронном журнале появляется дополненная версия "домашки". И надо садиться и доделывать "дэзэ" перед сном. И тут, очевидно, - неумение или нежелание планировать свое рабочее время оптимальным способом.
Я не знаю, почему так и почему ватсап. Наверное, привычка. Наверное, - "фильдипёрстовое" приложение электронного журнала, недопиленное криворукими разработчиками и тестировщиками, которое ежеминутно "виснет". Наверное, есть масса вполне уважительных причин. Но!
На всё это всем наплевать. Для них однозначен вердикт - учитель плох!
Спрашивается, неужели их отношение к тебе не стоило того, чтобы немного ежедневно помучиться в электронном журнале, максимально оптимизировав это дело?
Кстати, когда я написал статью о том, "Откуда взять время учителю", где перечислил отсутствие у него элементарных базовых сейчас умений, на меня учителя накинулись со страстным желанием разорвать...
Еще об этом учителе нужно сказать, что она действительно хорошо готовит детей к ЕГЭ. Моя дочь училась в ее классе и с её стороны характеристика однозначна:
Она, конечно, "с прибабахом", но дурью маяться не позволяет и учит очень хорошо.
Итого. Мы имеем хорошего учителя, который по каким-то причинам не желает вести диалог с родителями. Учителя, владеющего некоторыми специальными навыками, позволяющими ему в достаточной мере контролировать класс.
Если бы эти умения соединились с поддержкой родителей, перед нами был бы идеальный вариант взаимодействия в условиях, когда настоящая школа должна противостоять всем желающих стереть ее из народной памяти.
Но когда чего-то одного из этих компонентов нет, мгновенно обесценивается вся работа. И это надо учитывать, дорогие учителя.
Некоторые могут сказать: ну и пусть! Теперь эти "тупые" родители останутся без хорошего учителя.
Я считаю, что наша профессия - Служение. Служение народу. А вот такие восклицания могут делать только те, кто такое Служение отрицает, выполняя мелкие глупые требования начальства, лишь бы от него отвязались, и спокойно уходит после этого домой, - прислуживается.
Поэтому настоящий Учитель должен объяснять родителям, - как на самом деле устроено образование их детей и как должно быть. И без этого никак.
Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу".
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).