Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Эргономикон!

«Некрономико́н» – это нехорошая книга, чтение которой может причинить вред читателю. Утверждается, что её придумал (не написал, а именно придумал) писатель-мистик Говард Лавкрафт. Ну, может быть. Может быть не в том смысле, что нет, а в том, что мы глубоко уверены – такие книги (и брошюры) существуют на самом деле, и придумывают их (а также пишут) самые разные люди. К сожалению. Ну, а «эргономика» – это такой западный, европейский фэншуй. Современное бытовое значение слова «фэншуй» в большинстве языков – «так, как надо», «в правильном порядке», «как должно быть». И это немного странно, потому «так, как надо» и «так, как должно быть» (то есть – так, как это естественно, удобно) в современной практике очень часто не совпадают... А ещё это странно, потому что в дословном переводе с китайского иероглифы «фэн» и «шуй» (風水) переводятся как «ветер-вода», то есть «жидкость». (Не запутались? Фэн – ветер, шуй – вода, фэншуй – жидкость!) Какая связь может быть между жидкостью и порядком в комна

«Некрономико́н» – это нехорошая книга, чтение которой может причинить вред читателю. Утверждается, что её придумал (не написал, а именно придумал) писатель-мистик Говард Лавкрафт. Ну, может быть.

Вот же вредина!
Вот же вредина!

Может быть не в том смысле, что нет, а в том, что мы глубоко уверены – такие книги (и брошюры) существуют на самом деле, и придумывают их (а также пишут) самые разные люди. К сожалению.

Ну, а «эргономика» – это такой западный, европейский фэншуй. Современное бытовое значение слова «фэншуй» в большинстве языков – «так, как надо», «в правильном порядке», «как должно быть». И это немного странно, потому «так, как надо» и «так, как должно быть» (то есть – так, как это естественно, удобно) в современной практике очень часто не совпадают...

-2

А ещё это странно, потому что в дословном переводе с китайского иероглифы «фэн» и «шуй» (風水) переводятся как «ветер-вода», то есть «жидкость». (Не запутались? Фэн – ветер, шуй – вода, фэншуй – жидкость!) Какая связь может быть между жидкостью и порядком в комнате?

Ещё очень-очень давно (около 6 тысяч лет назад, за полторы тысячи лет до постройки египетских пирамид) в Китае возникло философское учение о некоей «космической» или «жизненной» энергии – «ци» или «чи» (氣), то есть буквально «дыхание». Она пронизывает Вселенную, проходит сквозь каждого из нас, сквозь каждое живое существо. Эта энергия может воздействовать на людей, на предметы, на происходящие события. Положительные потоки энергии «ци» могут приносить радость, счастье, удачу, здоровье, работоспособность – в то же время отрицательные потоки, напротив, как бы «притягивают» к человеку болезни, лень, вредные привычки и прочие не очень приятные вещи.

Согласно учению «фэн шуй» (мы тут приводим только краткую информацию, учтите!) все места на Земле – горы и реки, леса и берега, города, улицы и даже комнаты и предметы в доме – подчиняются законам распределения энергии «ци». То есть любое место с точки зрения фэншуй может быть как «притягивающим положительную энергию», то есть, образно говоря, «хорошим», так и «притягивающим отрицательную энергию», «плохим». Например, если поставить в доме кровать в «хорошем» месте, то всегда будешь отлично высыпаться и видеть приятные сны. А если кровать вдруг оказалась в «плохом» месте, то и не выспишься никогда и всякие кошмары будут сниться. «Заколдованное место» Николая Васильевича Гоголя читали?

-3

Но! Эти самые загадочные «потоки силы» можно перенаправлять, как бы управлять ими – например, с помощью различных амулетов, изображений (картин), молитв, медитации и всякого такого прочего. Дескать, «если кровать стоит в плохом месте, можно переставить кровать в хорошее место; однако можно повесить какой-нибудь (какой именно – это должен сказать «специалист по фэншую», «мастер») колокольчик, или икебану, или ароматическую свечу, или картину с определённым изречением философа Кун Цзы, красиво написанным иероглифами. Расположение солнца и созвездий, стороны света, времена года – в искусстве фэншуй абсолютно всё имеет значение: «если кровать стоит подушкой на север, то будешь лучше учиться; если кровать стоит подушкой на восток, то будешь лучше спать; если кровать стоит подушкой на юг, заведёшь новых друзей...» – и так далее, в современном интернете этакого полным-полно. Теперь понимаете, почему «наведение порядка» часто стало в русском (само собой, нелитературном) языке называться «наведением феншуя», ага?

Но вот что интересно. А как вы считаете – есть основания у искусства феншуй, или это просто красивая сказка, миф, выдумка, своего рода развлечение для впечатлительных и верящих во всё таинственное? Могут ли изменяться «свойства» предмета (или человека!) в зависимости от того, «куда, где, как и в каком направлении его расположили»? Вот только не торопитесь с ответом, подумайте.

С одной стороны, сразу же вспоминается басня Крылова «Квартет». Помните, да? «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка...» ну и так далее. А может быть, вам знакомо и весёлое стихотворение «Квартет» Агнии Барто – про то, как девочки в школе хотели сыграть басню Крылова на празднике, а тоже ничего у них не вышло.

Не волнуйтесь, это просто маски осла и козла (Иллюстрация к "Квартету" Агнии Барто)
Не волнуйтесь, это просто маски осла и козла (Иллюстрация к "Квартету" Агнии Барто)

Искусство феншуй с басней «Квартет» категорически не согласно – с его точки зрения вопрос «как нам сесть» очень даже актуальный. И в конце концов можно найти тот самый вариант «как нам сесть», чтобы потоки положительной энергии «ци» вдруг волшебным образом заработали, и у Мартышки с Мишкой сотоварищи вдруг стало получаться...

Уметь играть на музыкальном инструменте – это, конечно, важно. Без этого никак. Но вот насчёт «как нам сесть?» – тоже вопрос не пустяковый. Кто читал чудесную книгу Софьи Могилевской «Виолончель Санта-Тереза», помнит: маленькая Соня училась играть на рояле – и вспоминала о том, что «бывают моменты, когда поздно вечером в комнате полумрак, тишина, ты подходишь к инструменту, и вдруг у тебя такое настроение, как будто ты можешь сыграть сразу все сонаты Бетховена без единой ошибки!». А бывает и такое (и это знакомо всем, кто учился в музыкальной школе): рояль – вот он, но никакого интереса настроения играть нет. Хоть Бетховена, хоть «По улице ходила большая крокодила».

Смотрите: для музыканта (даже начинающего, самого маленького) важно не только умение играть, но и желание играть! А вот желание «сесть и сыграть» – это уже штука довольно загадочная, эмоциональная, как говорят психологи «импульсивная». Вот «захотелось» – и баста! Или, наоборот, «не хочу!» – и хоть ты лопни. Как-то раз психологи затеяли вот какой интересный эксперимент: в детском саду они расставили на столиках и полках разные музыкальные инструменты (малышовые, само собой), и стали наблюдать: какие игрушки окажутся детьми наиболее «востребованы». А затем, спустя несколько дней, взрослые переставили инструменты «по-другому». И что же выяснилось? Оказалось, что после перестановки предпочтения детей изменились – скажем, «самыми любимыми» «до» были металлофон и дудочка, а «после» стали синтезатор и барабан. В чём дело? Неужели всё-таки феншуй, а? Потоки положительной энергии «ци» и всё такое?

-5

Тысячи наблюдений, сделанных учёными, позволили прийти к выводу: и для детей, и для взрослых «место действия и его оформление» действительно имеют важное значение! В особенности это касается учёбы и творческой работы – музыки, рисования и так далее. Скажем, синтезатор сперва стоял в комнате на столике, возле которого часто туда-сюда сновали ребята и взрослые. Постоянно отвлекаешься! А как только синтезатор переставили в более «спокойное» и комфортное место, дети стали проводить возле этого инструмента намного больше времени. А когда возле полочки с барабаном повесили картинки, в том числе те, на которых зверята и дети весело играли на музыкальных инструментах, интерес к барабану резко возрос! Чувствуете, как интересно? И это касается не только музыки – но и, скажем, приготовления домашних заданий в школу... Или работы на производстве (хотите верьте, хотите нет, но взрослые в этом отношении мало чем отличаются от детей!).

Совершенно неожиданно исследования психологов соприкоснулись с... торговлей и бизнесом! Помните такое жутковато-загадочное английское слово – «мер-чан-дай-зинг»? Это хитрая наука о том, как правильно раскладывать товары. В интернете (и литературе) можно найти множество рассказов (как реальных, так и придуманных) о том, что «у Василисы Порфирьевны был свой магазин, но торговля шла не очень хорошо. Тогда Василиса Порфирьевна переставила полки, расставила по-другому товары, и продажи сразу выросли на 50 процентов!». Стоп. Опять. Успешная торговля зависит от того, где именно лежит товар? От того, как расставлены полки? Это что, снова загадочный вездесущий феншуй или нечто другое?

-6

А результаты исследований были вот какие. Насчёт невидимых потоков положительной (или отрицательной) энергии «ци» – это пока действительно загадочно и ненаучно. Но вот насчёт того, что поведением человека можно невидимо, незаметно для него самого, управлять – с помощью «правильно выбранного места и правильно повешенного китайского колокольчика» – вот это оказалось самым настоящим научным фактом.

Управлять моментальными желаниями человека, его эмоциями, как бы «подталкивать» его к нужным (или не очень) действиям. Вспомните свой недавнишний поход в гипермаркет. Вот вы уже купили всё, что было у вас в принесённом из дома списке. Вы стоите в очереди на кассу. Вам скучно, глаза сами по себе шарят по сторонам – а тут как раз полки, а на них всякие мелочи. Приятные, полезные: зубные щётки, салфетки, мелкие игрушки, недорогие лакомства... И – бац! – «мама, купи!». Или просто рука сама по себе тянется к этой «мелочёвке» и кидает её в корзину. Вроде не планировали купить – а купили!

-7

А если бы товар не был выложен так хитро? Вдоль очереди на пути к кассе? Захотели бы купить? Купили бы? Вряд ли, правда? А ведь мы могли выложить «под скучающие руки», вдоль «скучной очереди» и что-то другое – скажем, рекламные буклеты? Журналы? Или поставить то же самое пианино? Или какие-то познавательные материалы? Аквариум с рыбками? Или научные игрушки – маятник Ньютона? Или колокольчики Франклина? А ведь подобная история может произойти и с учёбой – вроде бы папа с мамой «всего лишь» переставили мебель в детской, изменили оформление комнаты, повесили на стены картинки с плакатами, подвинули кровать – а в итоге отметки у маминого-папиного Пети вдруг стали лучше... Мистика? Феншуй? Нет, просто наблюдательность, здравый смысл, мудрость, знание человеческой психологии.

И вот только не надо снисходительно улыбаться – дескать, «хха, да знаем мы все эти трюки, они чисто для малышей и глупеньких покупателей в магазинах!». Если бы. Ещё во время Второй Мировой войны военные обратили внимание на странную особенность: скажем, идут испытания двух новейших боевых самолётов. Если смотреть «по цифрам», «по техническим характеристикам» – то оба самолёта примерно одинаковы. Максимальная скорость, маневренность, вооружение, скороподъёмность. Но – вот мистика! – у первого самолёта на испытаниях заявленные характеристики подтверждаются, и аварийных ситуаций минимум. А вот у второго – и «циферки» достигаются со скрипом, и аварийные ситуации почти постоянно. В чём дело? Заводской брак? Некачественные материалы? Работа вражеских шпионов? И в результате вдруг выясняется – такая огромная разница случилась из-за того, что у второго самолёта... неудачно разместили приборы управления на панели! Один циферблат оказался «чуть в стороне», другой «чуть выше», сама панель управления оказалась расположенной так, что пилотам регулярно приходилось наклоняться... и – бац! – изначально удачный по конструкции истребитель оказывается никуда не годным. Как только приборы «переставили по феншую» – самолёт тут же показал прекрасные результаты!

Обобщим. Эта интереснейшая (новая, очень современная и актуальная) наука, наука «на стыке техники и человеческой психологии», наука «о взаимоотношениях человека и вещей», «человека и приборов», получила особое название – эргономика, от греческих слов «номос» («знание») и «эргос» («работа»). Причём, обратите внимание, «работой» тут называется творческая и трудовая деятельность человека «вообще» – то есть для эргономики не существует разницы между профессиональным лётчиком, осваивающим новейший самолёт, и дошкольником-шестилеткой, впервые севшим за клавиатуру пианино. Законы эргономики, то есть «научного феншуя», абсолютно одинаковы и для того, и для другого. Эргономика исследует и трудовую деятельность (работу на производстве, дома по хозяйству), и творческую (рисование или создание художественных текстов), и научную, и изобретательство, и обучение, и даже так называемое «потребительское поведение» (тот же самый покупатель в магазине или посетитель в поликлинике). И у детей, и у взрослых.

-8

Напоследок откроем страшный секрет. Всё-таки крыловскую басню про квартет эргономика не отменяет! Сперва – «надобно уменье», а уже затем эргономика (недаром эту науку называют «вспомогательной дисциплиной»). Если у вас не очень хорошо с отметками по в школе, не торопитесь переставлять туда-сюда стол и стул в своей комнате. Лучше читайте «Лучик»! А если и это поможет, ну... Тогда стул.

-9
-10
-11
-12

Полистать «Лучик» и не-мед-лен-но выписать его для ребёнка можно здесь: https://lychik-school.ru/archive/

Пока открыта годовая подписка со скидкой!

-13

-14