Найти тему
Реки и веси Лисы Леси

Роскошь восточных ремесел: "Новая керамика древнего Риштана"

Оглавление

Как узнать секреты ислама, глядя на "тарелочки "

"Бросаю в огонь — там моё счастье! Что выйдет из огня?" — усто (мастер) узбекской керамики Алишер Назиров о самом волнительном моменте своего искусства.

Искусства, да. Ведь вы же не будете спорить, что и ремесло может достигать уровня настоящего искусства.

Я не знала, как рассказать вам об этой выставке, чтобы было не скучно. Чтобы читали, смотрели и жалели, что не видите вживую. Или чтобы выбрали время и до 12 ноября съездили в московское Царицыно. Ну, кто от него недалеко.

Рассказ-обзор? Это уже сделано в сети много раз.

Рассказ о Риштане? Но я там никогда не была, в отличие от многих меня читающих, кто там был.

Рассказ о технологиях, глине, обжиге, глазури, видах блюд и кувшинов? Ну, наверное… Но не видел, не трогал, не пробовал — значит, это просто информация, которой и без меня полно в сети.

Уважительно перечислить мастеров (а их на выставке десять) с биографиями и фото работ? Надо бы, вот в самом деле надо бы! Но формат статьи не выдержит, треснет и сдуется.

Хотя, вот здесь стоп. От работ одного из них я была в таком восторге! Вдруг и вам захочется увидеть их больше, чем пару-тройку.

Усто Гофур Бобожонов

Гофур Бобожонов
Гофур Бобожонов
Родился в 1953 году. Потомственный гончар. Учился у своих дедов и прадедов, в советское время работал на Риштанском заводе художественных керамических изделий. После банкротства завода сумел сохранить и воссоздать древнейшие приёмы работы с глиной в домашней мастерской. Один из немногих мастеров, способных сделать трёхслойную фактурную поверхность: роспись цветными глазурями, гравировка чертами-чизмами и объёмные капли ангоба создают яркий рельеф. Гофур Бобожонов работает в старинной технике двух глазурей: сочетание тёмно-коричневой поливы на внешней стороне сосуда и светлой глазури со светлым ангобом на внутренней стороне — редкая особенность, отличающая риштанскую керамику. Создаваемые мастером узоры — от простых традиционных орнаментов до сложнейших композиций — легки и виртуозны. Работает в собственной мастерской, там же трудятся все члены его семьи.

Даже через сдержанный выставочный текст видна судьба человека и высота его таланта. Ведь правда? Ведь не одна я ахнула, это увидев?

И вот так на выставке о каждом из 10 мастеров: рассказ и их керамика.

Всего в Риштане 20 семей потомственных керамистов. Это главный центр керамического искусства Узбекистана. Не единственный, но уникальный именно масштабом и разнообразием рождающийся здесь красоты.

В других местах так: одна семья — одна традиция. А здесь благодаря конкуренции вот такое разнообразие техник, рисунков и самих изделий.

История идёт от 10 века до наших дней, вещи такие разные, что будто из разных стран. Но нет, всё связано, всё — нити судьбы, общего места, культуры. Рецепты красок, узоры, техники — от предков. На маленький городок Риштан в 79 тысяч населения 69 тысяч — керамисты. Как вам такое?!

Новый век – новые вызовы. Как не скатиться в яркий ширпотреб, которого жаждут неискушённые туристы, насмотревшиеся на Турцию? Но как при этом заинтересовать их своей традицией? Как новые технологии пустить на благо, а не на уничтожение этой традиции? Кому передать свое дело, если учиться у мастера надо не меньше 10-12 лет, а сейчас поколение жаждет скорых результатов?

И всё-таки! Вот я привела вас на выставку. Что самое интересное, чем вас задержать, чем увлечь, заинтересовать больше, чем просто фактами истории?

Может, тем, что оказалось самым интересным для меня самой? Тем, что все эти техники, предметы, краски, стили — разные, а символы в рисунках одни и те же? О чём они? Какая символика уже тысячи лет греет души мастеров?

Выставка отлично оформлена, и о символах там целый раздел. Но меня удивили рыбы, которых было много в рисунках, но о которых не было написано ничего.

И я пошла спрашивать у усто Алишера Назирова:

Усто Алишер Назиров. "Новая керамика древнего Риштана" в Царицыно
Усто Алишер Назиров. "Новая керамика древнего Риштана" в Царицыно
Как очищается мусульманин? Через что? Через воду, верно? Вода — очищение пять раз в день, предваряющее молитву. Рыбы всегда в воде, рыбы всегда чистые. Это буквальный символ чистоты.

Как всегда, перед тем как рассказывать вам, я искала ответы на свои же вопросы: это правда? Рыба так символична для мусульман? Оказалось, что и здесь три религии едины, хотя большинство привыкло считать, что символичен их знак только для христианства. А в исламе мне и вовсе открылась бездна:

Символ духовной чистоты и благочестия. Благополучия и плодородия. Обилия и процветания. Символ даров, которые Всевышний Аллах пожелал подарить своим верующим. Помощи в преодолении трудностей, гармонии и согласия, мудрости и прозрения. Скромности и смирения. Спасения и защиты.

И тут я вдруг: "Как я могла забыть? Ведь сама показывала вам рыбные амулеты среди бедуинского серебра!"

Вы не устали? Надо бы заканчивать, а ещё столько не сказано… О гранате, о чайхане, об особой глазури, которая роднит керамику узбекского Риштана и русской Гжели (да-да! это было такое же удивление, как схожесть вышивки палестинской и славянской). О "красной земле", давшей имя Риштану. О создании Аллахом человека из "звучащей глины". О том, почему блюда для плова висят на стенах, а не спрятаны среди посуды… За этим многоточием ещё столько всего!

Сходите на выставку, серьёзно. Кому не безразличен Восток, его аура и тайны, его красота и волшебство, тому будет интересно. Если вы недалеко от Царицыно и успеваете до 12 ноября, сходите, оно того стоит.

Если нажать на синюю ссылку, можно увидеть официальную информацию музея о выставке "Новая керамика древнего Риштана"

Тепло человеческих рук ведь не передать через фото. Хотя я пыталась. А если мне хоть чуточку это удалось, не забудьте, пожалуйста, про лайк для статьи.