Честно говоря, я не очень люблю писать о фильмах-хитах (а речь пойдёт именно о таком). О таких уже много написано-переписано.
Больше люблю делиться с впечатлениями о впервые просмотренных мной кинолентах.
Но, всё же, иногда хочется вспомнить и очень популярные. Это я сегодня и собираюсь сделать. Тем более, за окном хмуро и дождливо. Осень всё настойчивее напоминает о себе. За окном деревья окрашены разноцветьем, ветер играет жёлтыми кленовыми листьями, дождик стучится в стекло... А мне хочется включить именно этот фильм, ведь он поднимает мне настроение.
"Королева бензоколонки"
Снят он на киностудии имени А. Довженко (что-то я часто стала писать о кино именно этой студии, только что заметила) в 1962 году. А в год проката, 1963, кинолента стала одним из лидеров по просмотрам. Всё-таки, 4 место и более 34 миллионов зрителей - это очень хороший результат.
В этом году исполнилось 60 лет, как фильм увидели зрители!
Обогнали "Королеву..." фильмы "Оптимистическая трагедия" (1 место), "Коллеги" (2 место), "Три плюс два" (3 место). Ничего не скажешь, достойные соперники!
У "Королевы бензоколонки" достаточна сложная история.
Рождался фильм с потугами.
- Во первых, начал снимать его один режиссер, а потом фильм передали другому. Такое бывает, но довольно редко.
- Во-вторых, случилась катавасия с подбором актрисы на главную роль.
Дело в том, что первый режиссёр Николай Литус очень хотел снять в роли Людмилы Добрыйвечер эстонскую актрису Терье Луйк. Актриса была совершенно противоположного темперамента, нежели Надежда Румянцева, кандидатуру которой предлагал худсовет. Но режиссер был непреклонен и начал снимать Терье Луйк. И всё же дирекция забраковала рабочий материал: амёбная и холодная эстонка не годилась на роль темпераментной украинской девушки. Всё выглядело очень плохо и неубедительно.
Только через год другой режиссёр Алексей Мишурин возобновил работу над фильмом, но только уже с участием Надежды Румянцевой
Конечно, Надежда Румянцева во много проигрывала Терье Луйк: и внешностью и возрастом. Надежда относилась всегда к разряду актрис-травести и по красоте заметно уступала эстонке.
Королевой Румянцеву трудно назвать. А вот Терье - да, королева, стройная и красивая девушка.
И по возрасту у Надежды Румянцевой положение было тоже в минусе. 17-летнюю Людмилу играть в 32-х летнем возрасте -это, однако, не комильфо. Травести - не травести, а возраст всё равно заметен.
А вот Терье был всего 21 год.
Казалось, доводы на стороне эстонской актрисы. Но начальство посчитало, что по темпераменту Надежда Румянцева - то, что надо для комедийного фильма.
Так что пятый по счету в творчестве Терье Луйк фильм не состоялся, и актриса после этой истории никогда в кино не снималась. Вышла замуж и стала учительницей.
Надежда Румянцева к тому времени была уже звездой советского экрана. Её знала вся страна по фильмам "Неподдающиеся", "Вольный ветер" и, конечно же, "Девчата".
(Ниже - очень удачное фото актрисе в образе Людмилы. Хорошенькая, неправда ли?)
Что греха таить, простенькой производственной киноистории успех был обеспечен. Что и показал кинопрокат. А мы, современные зрители, смотрим этом фильм и сегодня. Кстати и кинокритики холодно отнеслись к комедии. А мы ее любим.
Может, фильм не так ярок, как, к примеру "Девчата", у "Королевы бензоколонки" есть свои удачные находки.
И сюжет хоть и простой, но добрый и сердечный. Людмила Добрыйвечер, выпускница школы, мечтающая стать артисткой, а на деле ставшая заправщицей - чем сюжет не по-советски счастливый? Хоть это и комедия.
Есть ещё интересные истории, связанные со съемками.
Например, пришлось построить на трассе бутафорскую заправочную станцию, чтобы снимать некоторые моменты. На настоящей нельзя было из-за правил пожарной безопасности.
Однажды произошёл случай, во время которого состоялся диалог между героями фильма и настоящим водителем. Его потом включили в фильм.
Во что вспоминали свидетели этой сцены:
«Однажды утром, когда мы еще не успели развернуть аппаратуру, на нашу АЗС свернул с трассы грузовик, и водитель потребовал его заправит. Надя Румянцева, не моргнув глазом, сказала: «Вашу машину заправлять не буду. Она грязная, водитель небрит...» У шофера речь отнялась. Подошел Андрей Сова (играл начальника заправки - примечание Л,В)). «Вы начальник?» - спросил шофер. «Да, я», - серьезно ответил Андрей Корнеевич. - «Что же это вы поставили тут эту фитюльку, требующую, чтобы я побрился?» - «Правильно требует, по инструкции». - «Я буду жаловаться!» Тут появился наш «милиционер» Паша Винник : «…Предъявите ваши права...» Водитель машины был в итоге совершенно разгневан...»
Конечно, потом водителю сказали, что здесь идут съемки фильма, а заправщица - известная актриса Надежда Румянцева. Хохотали все.
Немного об актёрах и образах фильма
Скажу честно, в этом фильме мне больше нравятся некоторые второстепенные герои, чем главная героиня. Когда в очередной раз я смотрю этот фильм, то невольно ловлю себя на мысли, что я больше концентрируюсь на образе, к примеру, Рогнеды Карповны, буфетчицы заправки.
Её великолепно играет Нонна Копержинская. Очень яркий и такой несколько сатирический образ.
Диалоги великолепные. Помните?
Недостача.
Конфеты "Кис-Кис" - 2 килограмма. Где "Кис-Кис"?
Ну, имейте снисхождение к женской слабости.
А пиво и... - тоже женская слабость?
А печенка? Где печенка?
Короткая у вас память, Панас Петрович, насчет печенки!
А, правильно. Печенку я ел.
- Панечка! - Рогнеда Карповна!
Я - лицо, ревизующее буфет. А вы - лицо ревизуемое.
И никаких "Панечек", понимаете.
Всю жизнь делаю ошибки, и учусь на них.
Или
Да, милочка, грубить не каждый умеет… Тут талант надо иметь!
Да и диалоги и цитаты других героев можно вспомнить.
Так это же чувство!
— Какое может быть чувство в рабочее время?
— А кто пишет?
— Аноним.
— Дал же Бог фамилию.
Книгу жалоб в почту Амура превратили?
- А если я по совместительству?
— Что — «по совместительству»? Одной рукой пиво качать, другой — бензин?
Честно, не знала, что есть фильм 2005 года "Королева бензоколонки-2"
Смотреть его мне совсем не хочется: подозреваю, что ничего хорошего из этого, как всегда не вышло.
Пишут, что сюжет в новом фильме в точности повторили. Возможно, Клара в роли буфетчицы неплоха. Но смотреть всё равно, не хочется.
Потому что невозможно передать той атмосферы, обаяния, чистоты и душевности, которые присущи советскому кино 60х.