Найти тему
Институт воспитания

Синдром отличника: правда или вымысел?

Оглавление

Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четвёрки и замотивировать на какие-либо действия. Отличников ставят в пример, а мамам и папам не приходится краснеть на родительских собраниях. Кажется, что бороться здесь попросту не с чем. Так ли это? Читайте в статье.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Синдром отличника — это твёрдая убеждённость, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат работы не имеет права на существование. По сути, это нездоровое стремление достигать успеха и похвалы во всём, навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы.

Почему возникает синдром отличника

Когда ребёнок познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В школе ребёнок становится уже более самостоятельным, но оценивание продолжает его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Хорошо, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации, например, безоценочная любовь и поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку. Но иногда родители обращают внимание на ребёнка только тогда, когда он его чем-то «заслужил», например принес пятёрку за контрольную. То есть закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.

-2

Тревожные «звоночки»: как определить синдром отличника

По этим признакам можно отличить нормальное стремление ребёнка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Зависть и неумение проигрывать. Провалы соперников придают уверенности в собственном превосходстве.
  4. Ранимость. Если очередная победа осталась незамеченной, возникает обида.
  5. Страх трудностей. Стремление к высшему баллу вызывает обратный эффект: боязнь допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.

Положительные и отрицательные последствия синдрома отличника

Справедливо будет отметить, что синдром отличника даёт его обладателю и ряд преимуществ, например работоспособность и высокую мотивацию. Ребёнок с синдромом отличника настойчив и всегда стремится к совершенству, без которого невозможны достижения, например, в спорте или науке.

Но все эти преимущества меркнут на фоне проблем, с которыми может столкнуться школьник с синдромом отличника.

  • Ребёнок не наслаждается процессом учебы, поскольку его интересует лишь результат, он зачастую заучивает информацию, а не пытается её понять, не умеет абстрактно мыслить и видеть общую картину.
  • Ученик с синдромом отличника зачастую не желает и не умеет поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения.
  • Также проблемами могут стать эмоциональная нестабильность и отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Как помочь своему ребёнку

Если вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника, важно начать действовать. Что можно предпринять в этом случает, смотрите в карточках.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

-4

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.