Найти в Дзене
Свойкировский.рф

Что делать, если речь ребёнка непонятна для окружающих?

На вопрос отвечает логопед-дефектолог Татьяна Головко.

Erid: LjN8K7MtJ

– Сыну три года. В последнее время стала часто слышать замечания от окружающих, что он говорит непонятно, хотя мы с мужем его прекрасно понимаем. В каком возрасте речь ребёнка должна быть чёткой? И к каким специалистам нам стоит обратиться сейчас?

Неразборчивая речь может свидетельствовать о сложных речевых нарушениях либо быть следствием неправильного произношения большого числа звуков. В отличие от полностью неговорящих детей, у детей с неразборчивой речью есть словарный запас и они умеют пользоваться фразой.

Часто ребёнок может говорить на своём языке, понятном только близкому окружению. Это может быть:

  • активный лепет в раннем возрасте, но к году у ребёнка появляются слова и с возрастом только прибавляются;
  • недостаточно развитый фонематический слух, когда ребёнок сильно меняет звуки в словах. Такое произношение характерно для детей 1,5-2 лет;
  • звукоподражания и лепетные слова;
  • нарушение слоговой структуры слова. Нормой считается сокращение слова до одного слога в 1,5-2 года. После двух лет появляются слова из 1-2 слогов (вода, дыня, нога и т.д.), после двух с половиной лет – из трёх слогов (машина, молоко, бананы и т.д.).

Многие родители ждут, когда ребёнок начнёт говорить красиво, понятно, а другие занимаются и получают результат. Не теряйте драгоценное время!

В каком возрасте речь ребёнка должна стать понятной для окружающих?

В возрасте 2-3 лет наступает пик в развитии речи. На протяжении второго и третьего года жизни увеличивается активный и пассивный словарный запас ребёнка и усваиваются звуки. В этот период у детей появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. Как правило, ребенок к трём годам почти усваивает родной язык.

К четырём годам звуковое оформление слов улучшается, а после четырёх лет – становится понятным для взрослого. Ребёнок уже может без трудностей повторять предложения.

Что такое автономная речь и чем она опасна?

Автономная речь ребёнка − это первая «проба» речи, когда ребёнок активно говорит, но правильная фонетика ещё отсутствует. Такая речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Автономную речь ещё называют детским жаргоном. Совет логопеда: не следует подражать в этих случаях речи ребёнка, сюсюкаться. Говорить всегда следует отчётливо и не изменять произношение слов, подражая детям. Это может привести к задержке его речевого развития.

По каким первым «звоночкам» определить, что у ребёнка есть проблемы с речью?

Все навыки своих детей родители оценивают по-разному. Для одних неумение сказать «мама» к 10 месяцам – уже патология, для других «молчанки» после трёх лет – ничего страшного.

Существует несколько признаков отставания речевого развития:

  • на время исполнения одного года в речи ребёнка нет ни одного слова (пусть даже звукоподражательного);
  • к двум годам ребёнок не может запомнить названия предметов и сути просьб, не выполняет их, не откликается, когда его зовут по имени;
  • в два года произносит отдельные слова, не умеет «собирать» их в простые предложения, не повторяет новых слов за взрослыми;
  • после двух лет не распознаёт цвета, не знает названий частей тела, окружающих предметов;
  • в три года не говорит предложениями из 3-4 слов, не понимает смысла коротких рассказов;
  • говорит невнятно, на «тарабарском» языке, который не понимают даже родители;
  • не может научиться жеванию;
  • гиперактивен;
  • постоянно держит открытым рот.

Чек-лист специалистов, которые помогут разобраться в причинах нарушения речи у ребёнка:

1. Логопед (всестороннее педагогическое обследование уровня развития речи).

2. Педиатр (общий осмотр, анализ необходимости осмотра у узких специалистов).

3. Невролог(исключение органических поражений зон головного мозга).

4. Психиатр(исключение проблем психики).

5. Сурдолог(исключение глубинных проблем со слухом).

6. Отоларинголог(исключение проблем со слухом и нарушением строения органов речи).

7. Ортодонт (диагностика и лечение аномалий развития зубочелюстной системы).

8. Детский психолог(работа с психогенными факторами нарушения речи).

9. Нейропсихолог (анализ дисфункций головного мозга, которые могут привести к нарушениям речи).

После комплексного обследования коррекция речи будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

   Что делать, если речь ребёнка непонятна для окружающих?
Что делать, если речь ребёнка непонятна для окружающих?

Логопед-дефектолог Татьяна Головко

Тел.: + 7 982 387 14 20

Логопедический кабинет на Блюхера, 39.

vk.com/id55592404

Фото: freepik.com

*Реклама, самозанятая Головко Татьяна Николаевна, ИНН 432501204217, https://lograz.ru/kirov.

Если вы хотите узнать, как попасть в школу не по прописке, возьмут ли в детский сад без прививок, какая профессия подойдёт вашему ребёнку или получить ответ на другие темы, волнующие вас как родителя, – задайте свой вопрос → здесь.