Найти в Дзене
КиноРаритет

5 фильмов ужасов… от Ингмара Бергмана

Оглавление

Вот уж кого сложно причислить к создателям фильмов ужасов, так это шведского киногения Ингмара Бергмана. Усыпанный наградами режиссёр-интеллектуал прославился философскими драмами, печальными комедиями, поэтическими притчами, но уж никак не экранными ужасами (правда, в его фильмографии даже шпионский боевик был). Но вы пересмотрите 5 фильмов, упомянутых в этом тексте. Неужели во время их просмотра по телу не пробегают мурашки и не ёкает сердце, как во время какого-нибудь хоррора?

«Девичий источник» / Jungfrukällan (1960)

Любимая дочь богатых родителей бесстрашно отправляется через лес, чтобы доставить свечи в церковь. По дороге она встречает трёх братьев, трех пастухов, которые поначалу кажутся приветливыми, но на деле затаили недоброе. Когда же это недоброе оказывается совершенно, и девушка остаётся бездыханной лежать на поляне, тройка негодяев отправляется в дом к её родителям, где их встречают с гостеприимством и дают укрыться от мороза на ночь.

Три брата из «Девичий источник» в разных вариациях переходят в навеянные этим бергмановским фильмом ужастики
Три брата из «Девичий источник» в разных вариациях переходят в навеянные этим бергмановским фильмом ужастики

Экранизация старинной песни, разворачивающаяся в шведской глухомани 14-го века, — это прежде всего религиозная притча, в которой старые, языческие силы сталкиваются с христианской добродетелью (не исключающей, между прочим, возмездия). Казалось бы, при чём здесь фильмы ужасов? А вы посмотрите, как жутковато показана открывающая фильм молитва Одину. Как зловеще снята встреча с самим Одином, притворяющимся сторожем у переправы. Наконец, с каким ужасающими деталями показаны сцены насилия над невинной девушкой и последующая месть. Недаром «Девичий источник» Бергмана (получивший «Оскара» как лучший иностранный фильм) вдохновил Уэса Крайвена на создание его ужастика «Последний дом слева», а Мейра Зархи — на фильм ужасов «Я плюю на ваши могилы» (он же «День женщины»).

Уже в «Девичьем источнике» сыграл Макс фон Сюдов, один из любимых актёров Бергмана
Уже в «Девичьем источнике» сыграл Макс фон Сюдов, один из любимых актёров Бергмана

«Сквозь тёмное стекло» (1961)

После лечения в психиатрической лечебнице молодая женщина Карин вместе с отцом, мужем и младшим братом приезжает на остров, где собирается провести какое-то время вдали от шума цивилизации. Мужчины скрывают от неё страшный диагноз — психическая болезнь никуда не исчезла, она вернётся и будет только прогрессировать. А Карин по ночам чудятся пугающие звуки за окном их маленькой хижины и слышатся голоса из щели на стене, которые обещают скорую встречу с Богом. Постепенно погружаясь в безумие на глазах у любящих её людей, девушка готовится к этой встрече.

И снова Макс фон Сюдоу... в фильме «Сквозь тёмное стекло» Бергман не смог обойтись без любимого актёра
И снова Макс фон Сюдоу... в фильме «Сквозь тёмное стекло» Бергман не смог обойтись без любимого актёра

Этот признанный шедевр, в кадре которого присутствует только четыре человека — актёры Харриет Андерсон, Макс Фон Сюдоу, Гуннар Бъорнстрад и 20-летний Ларс Пассгард — получил «Оскара» как лучший иностранный фильм и номинировался ещё за лучший сценарий. По сути, это экзистенциальная драма, но пугает «Через тёмное стекло» не меньше иных ужастиков. В первую очередь — напоминанием о том, как хрупок человеческий разум. Но ещё больше — предположением Бергмана, что в последнюю секунду Бог, которому молишься, может оказаться пауком с каменным лицом.

Самая страшная сцена из фильма «Сквозь тёмное стекло»
Самая страшная сцена из фильма «Сквозь тёмное стекло»

«Час волка» / Vargtimmen (1968)

Художник Йохан Борг уединяется с беременной супругой в хижине на острове. Он собирается поработать в тишине и уединении. Но вместо безлюдных пейзажей и портретов жены в его тетради для эскизов появляются только странные и пугающие образы. В какой-то момент и его супруга начинает встречать возле хижины таинственных незнакомцев. А когда супружеская пара принимает приглашение барона посетить его замок, ситуация становится ещё хуже. Обитатели замка, которые будто бы вырвались из подсознания художника, напоминают ему о некоей прошлой любви. И, кажется, молодого мужчину нахлынувшие воспоминания стремительно сводят с ума.

«Час волка» украшает ещё одна блестящая роль Макса фон Сюдова, одного из самых «бергмановских» актёров
«Час волка» украшает ещё одна блестящая роль Макса фон Сюдова, одного из самых «бергмановских» актёров

«Час волка» — наиболее приближенный к чистому «хоррору» фильм Ингмара Бергмана. В различных справочниках его часто к этой жанровой категории и относят. И хотя режиссёр страшной историей всё равно пользуется размышлениями о природе человека, о людских взаимоотношениях и о том, как старые, «умершие» страсти мешают обрести тихий семейный покой, «Час волка» действительно не на шутку пугает. В нём даже есть монстры, без которых в других своих страшных фильмах Бергман обычно обходился.

«Час волка» - наиболее чистый по жанру фильм ужасов в фильмографии шведского киногения
«Час волка» - наиболее чистый по жанру фильм ужасов в фильмографии шведского киногения

«Шёпоты и крики» / Viskningar och rop (1972)

По меркам традиционных хорроров в этом фильме ничего страшного не происходит. Но почему же так страшно его смотреть? Благодаря умелому использованию Бергманом цвета, монтажных приёмов, закадровых шумов. Хотя, по большому счёту, задачи напугать зрителя перед ним не стояла. Но тема смерти и послесмертия страшна сама по себе.

Лив Ульман - одна из постоянных актрис Бергмана в «Шёпотах и криках» особенно хороша
Лив Ульман - одна из постоянных актрис Бергмана в «Шёпотах и криках» особенно хороша

В фильме в большом двухэтажном особняке ожидают смерти молодой женщины. Она давно и безнадёжно болеет и испытывает постоянную боль. За ней ухаживают сёстры и заботливая горничная, а осматривать приходит семейный доктор. И первая половина фильма — общение между ними (напряжённое из-за осознания неизбежного). После смерти женщины, впрочем, страшное только сгущается. Глубокие тени расползаются по дому, а кадр всё чаще заливает красным. Обитатели дома продолжают слышать плач и крики умершей. И, кажется, в особняке появился призрак.

При просмотре «Шёпотов и крикови» Ингмара Бергмана возникает подозрение, что Уилльям Фридкин смотрел этот фильм перед съёмками «Экзорциста»
При просмотре «Шёпотов и крикови» Ингмара Бергмана возникает подозрение, что Уилльям Фридкин смотрел этот фильм перед съёмками «Экзорциста»

За «Шёпоты и крики» заслуженный «Оскар» получил оператор Свен Нюквист. А всего у фильма было 5 номинаций, в том числе — за лучшую режиссуру, костюмы и сценарий. И очень странно, что не удостоили хотя бы номинаций одну из трёх великолепных актрис, разыгравших эту жутковатую драму — Лив Ульманн, Харриет Андерсон или Ингрид Туллин.

«Змеиное яйцо» / The Serpent's Egg (1977)

Единственный англоязычный фильм Ингмара Бергмана, да ещё и с интернациональным набором актёров удивительно похож на «Кабаре» Боба Фосси, только без такого обилия музыкальных номеров. В остальном совпадения и по теме, и по месту действия, и даже по некоторым отдельным сценам. Это тоже антифашистская драма, главный герой которой — цирковой акробат Авель. Он узнаёт о самоубийстве брата и пытается понять, что того подтолкнуло на такой шаг. А вокруг — Германия периода «пивного путча». В ней процветает антисемитизм и из «змеиного яйца» вот-вот проклюнет далеко не милый, пушистый «птенчик».

Очень непривычно в фильме Бергмана видеть частого героя боевиков и вестернов Дэвида Кэрредайна
Очень непривычно в фильме Бергмана видеть частого героя боевиков и вестернов Дэвида Кэрредайна

При чём здесь фильм ужасов? При том, что в последние полчаса фильм наполняется чередой кошмарных сцен с разделыванием трупа лошади на ночной улице, с нападением на героя незнакомца, с гильотинированием лифтом, с безумным профессором и с безжалостными экспериментами над людьми. Очень жутко!

В «Змеином яйце» ужасы фашизма постепенно перетекают в почти сюрреалистический кошмар
В «Змеином яйце» ужасы фашизма постепенно перетекают в почти сюрреалистический кошмар