Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Обращали внимание, что у разных самолетов законцовки крыльев могут отличаться? А бывает, что самолеты, вроде бы, одинаковые, а крылья разные? Все дело в винглетах/шарклетах. А вот что это - сейчас расскажу.
Винглет.
Если сложно, то винглет это специализированная аэродинамическая плоскость, дополняющая окончания крыла, служащая для уменьшения турбулентных потоков воздуха, нисходящих с плоскости крыла.
Если просто - специальные горизонтальные штучки, которые предназначены для того, чтобы самолет был более эффективен. Воздух, проходящий во время движения самолета по плоскости крыла, срывается с его края, тем самым создавая завихрения воздушного потока и как бы тянет самолет назад, то есть немного его якорит об самого себя. Точнее об тот воздух, внутри которого происходит само движение.
Винглеты создают дополнительную подъемную силу, уменьшают завихрения воздуха, срывающегося с крыла, тем самым улучшается и его управляемость. А дополнительный плюс в том, что раз уменьшается сопротивление воздуха при движении самолета, то и топлива хватит на большее расстояние, а значит дальность полета увеличивается. Выгодно? Сто процентов! Срочно ставим на вашу ласточку, ездим по городу экономней Теслы.
Шарклеты.
То же самое, что и винглеты, и цель их идентична, но, как всегда, есть одно НО. Более современная конструкция, по форме напоминающая акулий плавник, оттуда и название SHARK - акула. Имеют иную поверхность, выходят их крыла не под углом 90 градусов, а мягко обрамляют крыло, тем самым не создавая новой острой плоскости на поверхности планера, а продолжая ее под изгибом.
Плюсы: нет угла - меньше завихрений. А значит на какой-то процент делает полет еще более экономичным, а саму машину стабильней.
Винглеты более ранее изобретение, шарклеты, соответственно, более позднее. По сути своей одно и то же, многие и шарклеты зовут винглетами и по лицу за это не получили ни разу, все нормально. Еще иногда можно услышать слово САБЛЕТЫ, так вот это тоже оно же.
Годы производства.
Но вот производились они в разное время. Сами по себе винглеты появились в 1985 году на самолете Boeing 747-400, а придумал их один дядька из НАСА. Очень хитрый мужик. Задумал, приделал, провел испытания, оказалось, что это работает, так и полетело. Конструировать, к слову их начали еще в 70-х годах, добиваясь повышения качества полета летательного аппарата. А назвали их сперва по фамилии изобретателя - шайбы Уиткомба.
Шарклеты же, в их привычной форме, появились в конце 1990-х годов, а значит и самолеты, с шарклетами на крыльях - более поздних годов выпуска.
У "Победы", например, на их Boeing 737-900 установлены современные шарклеты, а сами самолеты выпущены с 2014 года и позже. У "Уральских" на NEO так же виднеются акульи плавники, и все сходится - самолеты 2019 года выпуска, а вот их "старичок" А321, с бортовым номером 73-799 совершил свой первый полет аж 20 лет назад. И у него Винглеты.
Кстати, есть лайфхак. Подсмотрите бортовой номер самолета и просто вбейте его в поисковике. Первая ссылка - в ней будет отражено, в какой авиакомпании самолет летал до этого, там же и год выпуска.
Вот тут смотреть:
Итог.
При создании этих конструкций фундаментально вкладывалась одна идея, на деле получилось разделить два направления: винглеты больше подходили для дальних перелетов на больших самолетах, шарклеты же отлично показали себя на коротких рейсах и на более легких машинах. И каждая авиакомпания должна была учесть размер своих самолетов и дальность рейсов, чтобы подобрать оптимальный вариант именно для себя. По факту же стали брать то, что больше экономило топливо и было дешевле в приобретении.
В России 21 века, после отказов от использования советской техники и перехода на Boeing и Airbus, брали те самолеты, которые легче было достать, там уж не до законцовок крыльев, главное чтоб кухня была, да салон побольше пассажиров вмещал, а уж куда лететь мы разберемся. Вот и получается, компания одна, а самолеты разные, самолеты разные, а направления одни, направления одни, а встречный ветер разный. Так и летаем.
Благодарю вас за внимание и подписку, а за промокод "Говорит старший бортпроводник" как обычно - получайте шоколадку и кофе в полете. И приятных вам путешествий!