Добротный одноэтажный дом на перекрестке нынешних улиц Садовой и Льва Толстого, появившийся, согласно архивным документам, в далеком 1859-м, был едва ли не первым, возведенным на тогдашней городской окраине.
Представлял собой бревенчатое строение в четыре окна по обоим уличным фасадам и входом со двора, напоминавшее большую избу. Позже дом «удлинился» вдоль Москательной, а со стороны Садовой обзавелся пристроем, в котором был обустроен парадный вход с тамбуром. На следующей стадии строительства, датированной окладными ведомостями 1883-м годом, владельцы обновили дворовые службы, а «главный дом» обложили кирпичом, придав фасадам традиционный облик провинциального классицизма.
Окончательный вид усадьба приобрела на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Главный фасад по ул. Льва Толстого делился тремя пилястрами на части соответственно двум этапам строительства – четырехосевую правую и более позднюю трехосевую левую. Архитектурное решение, в традициях царившей тогда эклектики, соединяло элементы самых разных стилей.
Углы здания, акцентированные пилястрами и прямоугольные оконные проемы с профилированными наличниками, сандриками с полукруглыми бровками, подоконным карнизом и поясом подоконных ниш отсылали к «образцовым» проектам в духе классицизма, пояс-бегунец с треугольными нишками под карнизом был позаимствован из древнерусского зодчества. Главным же украшением фасада служили расположенные в поле сандриков картуши с декором в идее женских масок, листьев растений, развевающихся лент и труб, напоминающие о воцарении в архитектуре стиля модерн. Чей образ запечатлен на фасадах – неизвестно. Можно только предположить что моделью для скульптурных портретов стала тогдашняя хозяйка усадьбы. Надо сказать, что достоверных сведений ни о ком из дореволюционных собственников нет
Входной проем пристроя-тамбура со стороны ул Садовой был оформлен профилированными наличниками с трехлопастным завершением и венчающим карнизом с сухариками. Вход фланкировали колонны с кубическими капителями, торцы пристроя декорированы имитирующими стеновые ниши филенками.
В реестре ОКН нарядное здание именуется «Домом, в котором жил судебный следователь Я.Л. Тейтель, у которого часто бывал В.И. Ульянов»,
Квартира судебного следователя Якова Львовича Тейтеля, в 1881-м году переведенного из села Старый Буян в Самару, действительно сразу стала неофициальным клубом самарской либеральной интеллигенции. Помимо коллег – председателя Окружного суда В.И. Анненкова и присяжного поверенного Андрея Хардина - завсегдатаями были писательница Александра Толстая-Бостром с сыном Алешей, Н.Г. Гарин-Михайловский, М. Горький.
На литературных вечерах не только обменивались новостями, но и рассуждали о новом учении – марксизме. Что касается будущего вождя мировой революции, «Ульянов (Ленин), — по словам Тейтеля — бывал у нас... когда его мать, вдова с детьми, переехала из Симбирска в Самару. Он был помощником присяжного поверенного, ныне покойного, известного земского деятеля, человека кристальной чистоты Хардина. Ленин, тогда совсем еще юный, не вмешивался в разговоры; человек замкнутый, он любил прислушиваться к спорам».
Кроме неофициального литературно-политического салона, на усадьбе вполне официально действовало и другое популярное у горожан заведение - фотографический салон Б. Р. Бика.
Уроженец Вильно Венцель Рувимович Бик, в 1875-м в связи с военной службой попавший из Вильно в Сызрань, спустя три года причислился к симбирскому мещанству, а в 1880-м при принятии таинства крещения в Тихвинской церкви получил имя Романа Борисовича. Причиной смены вероисповедания стал брак с православной девушкой - в котором родились сыновья Николай, Александр, Владимир и дочери Софья, Мария и Ольга.
Разрешение на открытие фотографического заведения в Симбирске получил в сентябре 1878-го и, поскольку дела пошли в гору, в 1886-м подал прошение на открытие фотоателье уже самарскому губернатору. В течение года курсировал между городами, указывая на фирменных бланках ателье и Симбирск и Самару, затем, продав симбирское ателье, в 1887-м перебрался в более перспективную Самару окончательно. В 1902-м году эстафету подхватила дочь Софья, ставшая преемницей и владелицей фотоателье и придумавшая лаконичную рекламу для размещения в местных СМИ: «Борис БикЪ. Фотографiи – шик». Борис Романович при этом от дел вовсе не отошел – всех клиентов принимал и фотографировал лично, а когда в Самару в 1904-м прибыл с визитом Император, снимать его было дозволено только фотографам Бику и Васильеву.
В 1907-м году Софья Бик вышла замуж за сына Павла Гудкова - создателя знаменитой гостиницы «Националь» на углу Панской и Саратовской. Спустя два года после столь же знаменитого пожара, уничтожившего лучшую в городе гостиницу, фотоателье семьи Бик закрылось, а Софья вместе с мужем и его родителями, по некоторым сведениям, из города уехала.
Яков Тейтель покинул Самару еще раньше. В 1904-м получил служебное назначение в Саратов, откуда в 1912-м, дослужившись до чина действительного статского советника и подав в отставку, переселился в Москву. После Октябрьского переворота, совершенного бывшим коллегой и гостем его самарского дома В.И. Ульяновым, принял решение об эмиграции. Надо сказать, разрешение на выезд получил от новых властей официально. Жил в Берлине, в 1933-м переселился в Париж. Помогал эмигрантам, написал мемуары «Из моей жизни. За сорок лет». Скончался в 1939-м в Ницце в возрасте 88 лет.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете