Двадцатилетний американский пианист Миша Дихтер был одним из героев скандальной ситуации на III конкурсе имени Чайковского 1966 года.
Об этом на канале недавно была статья 👇
Вкратце:
Очевидный лидер конкурса, любимец публики, он неожиданно для всех не получил казалось бы, совершенно заслуженную первую премию. Жюри под председательством Эмиля Гилельса назвало победителем не его, а "мальчика", как с оттенком плохо скрываемого возмущения писали в те дни музыкальные критики - 16-летнего Гришу Соколова.
Какие последствия имела для Миши Дихтера эта вторая премия? Стала ли упущенная победа психологической травмой для него? И как эти события отразились ли это на его дальнейшей карьере?
Точка роста
В США Миша Дихтер вернулся не как проигравший, а как победитель. Американские газеты писали о его "ошеломляющем триумфе". Действительно, несмотря на его второе место, ни один другой пианист, участвовавший в конкурсе, не получил получил настолько высоких оценок критики в советской прессе и такой любви публики. Даже члены жюри, проголосовавшие за Григория Соколова, не сговариваясь, высказывались в послеконкурсных интервью по одной схеме: "Гриша Соколов - многообещающий пианист, выступил ровно, но его первая премия - это, скорее, аванс. А вот Миша Дихтер...!" Дальше начинались развёрнутые восторженные дифирамбы его таланту.
Спустя много лет Миша Дихтер вспоминал о конкурсе, как об определившем его судьбу событии. С этого момента началась его большая исполнительская карьера. Свою вторую премию он привёз домой в США как драгоценный трофей, открывший перед ним разнообразные возможности: конкурс Чайковского уже тогда имел очень большой авторитет в мире.
Пока юный Гриша Соколов доучивался в школе, а потом в консерватории, Миша Дихтер давал в Америке и Европе по сто концертов в год, записывался на лучших лейблах и сыграл со всеми выдающимися американскими и европейскими дирижёрами, включая Леонарда Бернстайна, Пьера Булеза, Невилла Марринера, Валерия Гергиева, Риккардо Мути и Юджина Орманди.
Трижды он приезжал с концертами в СССР, и по заметкам в прессе можно судить, что советская публика встречала его очень тепло.
Карьера
Однако в отличие от Соколова, который медленно и верно шёл "вперёд и вверх", Миша Дихтер не выдержал длинной дистанции, и в линейку первых пианистов мира так и не вошёл.
Карьера Миши Дихтера длится уже почти 60 лет. До сих пор он много выступает как солист, а также в фортепианном дуэте со своей женой Сипой.
Вместе они объехали с гастролями США и Европу и записали полное собрание четырёхручных сочинений Моцарта. Фестивали, мастер-классы, жюри международных конкурсов и выступления с разными оркестрами и струнными ансамблями - Миша Дихтер вполне активен и сейчас - в свои 78 лет.
Уже после 60-ти он совершил практически невероятное: справился с тяжёлым поражением соединительных тканей обеих рук - контрактурой Дюпюитрена - и, перенеся две операции, вернулся к выступлениям.
Судя по его интервью, он жизнерадостный и очень энергичный человек, который нашёл способы сделать свою жизнь в музыке разнообразной и насыщенной. Миша Дихтер - автор газеты The New York Times, увлекается рисованием, играет в теннис, по утрам выходит на пробежку и занимается на фортепиано по четыре часа в день. У него двое сыновей (которых от отговорил от музыкальной карьеры) и пятеро внуков.
Русский след
Конечно, вряд ли когда-то ещё в своей жизни Миша Дихтер имел такой же успех, как в России на конкурсе Чайковского (учитывая также особую отзывчивость нашей публики). Эти воспоминания он хранит как одни из самых ярких в его жизни и считает себя продолжателем русской пианистической школы.
Это так и есть, поскольку, учился он, как известно, у выпускницы Московской консерватории (1898 года) Розины Левиной, знаменитого педагога, воспитавшего в своём фортепианном классе Джульярдской школы много выдающихся музыкантов: от победителя Первого конкурса Чайковского Вана Клиберна до автора саундтрека к "Звёздным войнам", патриарха киномузыки Джона Уильямса.
В репертуаре Миши Дихтера до сих пор много русской музыки от Глинки и Чайковского до Скрябина и Рахманинова.
В этом ролике два фрагмента из балета Стравинского "Петрушка", которыми он так впечатлил публику и специалистов на конкурсе Чайковского. Запись сделана годом позже (1967).
Начало темы здесь 👇