Найти тему
LiveLib

Как сжечь книгу, вынос мозга читателям и другие креативные идеи из мира книжной рекламы

    Как сжечь книгу, вынос мозга читателям и другие креативные идеи из мира книжной рекламы
Как сжечь книгу, вынос мозга читателям и другие креативные идеи из мира книжной рекламы

23 октября мы отмечаем день рекламного работника. Праздник неофициальный, но тем не менее широко отмечается среди работников креативной сферы, здесь подключаются и маркетологи, и пиар-специалисты, и вообще все, кто хоть сколько-то связан с рекламной деятельностью.

А в современном мире реклама окружает нас абсолютно везде: баннеры, растяжки, реклама по радио, телевидению — это всё понятно и очевидно, но упаковка сосисок тоже своего рода реклама. И мерч на вашей любимой кружке. И даже надписи на носочках. Любые объявления, даже на заборах и грязных машинах — реклама. Любопытный факт, что к 65 годам человек просматривает в среднем 2 миллиона рекламных роликов.

История происхождения рекламы уходит корнями в древние века: еще на древних папирусах встречались объявления о продаже рабов, а в средние века разносчики рекламировали свой товар, выкрикивая на всю улицу достоинства своего продукта. Отсюда и слово реклама: от латинского reclamare — выкрикивать. Как только люди научились что-то продавать и обменивать, они тут же начали это рекламировать.

Конечно, реклама не обходит стороной и книжный мир, хотя среди общего информационного шума кажется, что книги не рекламируют.

Когда я была маленькой, меня максимально волновал этот вопрос: почему по телевизору показывают всё что угодно и рекламу майонеза на пять минут, а про книги никто ничего не говорит. Прошло достаточно много времени, появились буктрейлеры и обзоры, но по телевизору про книги всё также никто не говорит, а меня это снова волнует.

Поэтому сегодня поговорим о рекламе в книжном бизнесе, и всё-таки чем нас радуют издательства.

Яркий и запоминающийся пример агрессивной книжной рекламы придумали креативщики из Bibliotheque: книги натуральным образом выносят мозг не готовым к такому повороту читателям.

А вот пример доброй и запоминающейся рекламы от британского издательства Penguin Books. Визуальный ряд основан на игре слов и буквализации слогана «Не отпускающие» (Unputdownable).

Реклама книжного магазина Mint Vinetu буквально затягивает в книги и предлагает стать кем-то еще.

А это хулиганская и запоминающаяся реклама центра буккроссинга, где можно дать вторую жизнь старой книге.

Иногда сами книги настолько популярны, что рождает вокруг себя дополнительный креатив, даже спустя долгое время.

Например, вот такая необычная обложка для Рэя Брэдбери. Удивительно минималистичная обложка заключает в себе один из главных посылов произведения: «Я хотела перенести сообщение о сжигании книг на саму книгу», — поделилась дизайнер обложки Перес в своем блоге. Цифру «1» в названии книги заменяет настоящая спичка: корешок спроектирован так, что для полной передачи замысла книги, ее можно поджечь.

Академия Яна ван Эйка, «Многопрофильный институт изобразительного искусства, дизайна и рефлексии» в Голландии, придумала новый способ представления антиутопической фантастики Рэя Брэдбери 1953 года «451 градус по Фаренгейту»: черные, закопченые страницы в экспериментальном издании. Чтобы прочитать, надо подогреть страницы зажигалкой.

Для того, чтобы книги лучше продавались, или продавались именно те книги, которые запланированы, издательства и магазины идут на различные ухищрения: выкладки в магазинах, отдельные стенды, рассылка книг блогерам и, конечно же, сами обложки книг.

В книжных магазинах люди также подвержены импульсивным покупкам, как и в любых других ситуациях. И первым делом обращают внимание на обложку — она должна привлекать и удерживать на себе внимание. Если вас притянула обложка, то уже и аннотация не так важна. И листать вы будете не всегда. А если книга еще и выложена на хот-стол, то покупка фактически обеспечена. Обложки переводных изданий всегда разрабатываются и адаптируются в стране, где издается книга. И достаточно сильно отличаются друг от друга.

Западным читателям больше нравится шрифтовое решение переплета. На таких обложках обычно отсутствуют лица и фигуры, только название книги и абстракция. Поэтому иностранные обложки часто кажутся нам скучными и вызывают раздражение, ведь российские читатели отдают предпочтение переплетам с изображениями людей.

На самом деле, креативная и интересная обложка может вдохнуть жизнь даже в классику, книга будет выглядеть стильно и современно, а соответственно привлечет больше внимания потенциальных покупателей. Данте. «Божественная комедия». На обложке просто потрясающе обыгран рай и ад. И ни одной лишней детали.

Путешествие к центру земли Жюля Верна. Обложка просто настаивает на том, что пора «прогуляться».

У нас она сейчас продается вот в таких обложках. Вторая, если честно вызвала у меня приступ депрессии, а не желание прочитать книгу.

Лаконичный и емкий дизайнерский ход в обложке книги Брэма Стокера «Дракула».

А это наш вариант 2023 года. Кажется, сравнение не в пользу отечественной обложки, но, на самом деле, подросткам зайдет именно такой вариант.

Еще один пример удачной обложки не самого популярного классического произведения «Моби Дик».

Наше издание от 2023 года тоже ничего, но купить не особо хочется.

Следующая обложка так четко передает суть книги, что даже страшно. Хотя, если бы в свое время Кафка попался мне в этой обложке, то читать бы я не стала. Не потому, что мне не понравилось, а потому что тот, кто Кафку читал, в цирке не смеется. (И вообще не смеется). Десять лет прошло, а «развидеть» никак не получается. Вот она — сила гения. Наш вариант просто мрачный.

Ну и на сладкое Оруэлл. И его большой брат.

Обложка просто будет кричать с полки, что ее необходимо взять. Тут сразу и привлечение внимания, и внушение тревожности. Но наше подарочное издание мне нравится больше.

Отдельным вопросом в книжной рекламе стоят блогеры, обзоры, презентации книг и ярмарки. Это настолько большая тема, что на нее нужно несколько отдельных статей. Поэтому мы с вами просто посмотрим примеры плохой книжкой рекламы, то есть самые забавные и странные обложки. Донцову показывать не буду, хотя обложки ее детективов всегда вызывали у меня вопросы.

Наш топ открывает книга «Поцелуй с коронавирусом» и ее потрясающая обложка. Впрочем, тут прекрасно всё, и хорошо, что это не было переведено на русский. Я, кстати, даже проверила не фейк ли. К сожалению нет, вполне можете заказать себе на «Амазон».

Юбилейное издания «Хоббита» (в честь 50-летия книги) как бы намекает. Хотя, вот французское издание уже к 60-летию. Кто-то явно недолюбливает Толкиена. Или читателей. Хотя, если посмотреть на некоторые наши издания, то они тоже вызывают вопросы. А вот в таком издании сразу хочется и купить, и себе на полку поставить. Вот и вся сила рекламы.

А у вас есть покупки, которые вы совершили из-за красивой обложки, или потому что книга лежала у кассы и задумчиво смотрела на вас? А может быть, вы что-то купили после книжного обзора блогера? Делитесь в комментариях.

Всегда ваш колумнист, он же рекламщик, он же маркетолог, он же книжный недоблогер, злобный рецензент и автор телеграм-канала «Хроники ЯнЕвгенньны» Яна Катанаева.