Найти в Дзене

Где в Москве можно встретить императора Тиберия?

Суровый император смотрит на жильцов в подъезде дома на Петровке (№17с1). Шесть вмятин на щите у Медичи Мощный семиэтажный дом серого цвета, с четырьмя эркерами и высоченной аркой, был возведен архитектором Густавом Гельрихом для братьев Виктора и Олега Смирновых (1913 год). Первый курьез, связанный с этим зданием — герб герцогов Тосканских над третьим этажом, между эркерами. В картуше — шесть шаров. Сомнений нет, это греб Медичи, правителей Флоренции. Кстати, никто не знает, откуда эти шары взялись! По «героической» легенде, которая возводит этот род к соратнику Карла Великого, это шесть вмятин на щите героя. Более прозаическая версия гласит: это всего лишь шесть монет (ведь исторические Медичи были банкирами, пока не захватили власть в городе). И, наконец, третья гипотеза: это таблетки! Предки банкиров накопили деньги, будучи аптекарями (вот вам и“Big Pharma”!). Кстати, фамилия Medici — это «медики». Но что делает на стене дома в Москве герб ренессансных правителей Флоренции? Он поме
Оглавление

Суровый император смотрит на жильцов в подъезде дома на Петровке (№17с1).

Шесть вмятин на щите у Медичи

Петровка, 17с1, фотография автора
Петровка, 17с1, фотография автора

Мощный семиэтажный дом серого цвета, с четырьмя эркерами и высоченной аркой, был возведен архитектором Густавом Гельрихом для братьев Виктора и Олега Смирновых (1913 год).

Первый курьез, связанный с этим зданием — герб герцогов Тосканских над третьим этажом, между эркерами.

Фрагмент фотографии 1940-х
Фрагмент фотографии 1940-х

В картуше — шесть шаров. Сомнений нет, это греб Медичи, правителей Флоренции.

Кстати, никто не знает, откуда эти шары взялись! По «героической» легенде, которая возводит этот род к соратнику Карла Великого, это шесть вмятин на щите героя. Более прозаическая версия гласит: это всего лишь шесть монет (ведь исторические Медичи были банкирами, пока не захватили власть в городе).

И, наконец, третья гипотеза: это таблетки!

Герб Медичи. Верхняя "таблетка" посинела и заросла геральдическими лилиями, когда Екатерина Медичи, а потом и Мария стали французскими королевами
Герб Медичи. Верхняя "таблетка" посинела и заросла геральдическими лилиями, когда Екатерина Медичи, а потом и Мария стали французскими королевами

Предки банкиров накопили деньги, будучи аптекарями (вот вам и“Big Pharma”!). Кстати, фамилия Medici — это «медики».

Но что делает на стене дома в Москве герб ренессансных правителей Флоренции? Он помещен тут не просто так, а как «пасхалка» для того, кто разбирается в истории искусства.

Посмотрим на высокую аркаду в основании дома! Это — прямая цитата из архитектуры итальянского Ренессанса. Очень похожая аркада на коринфских колоннах украшает Воспитательный дом во Флоренции, достроенный в 1445 году... когда власть в городе была уже захвачена Козимо Медичи!

Работа Брунеллески оказала огромное влияние на развитие архитектуры в Европе.

Аркады Воспитательного дома во Флоренции. Фотография Gryffindor, обработка Marku1988, Wikimedia
Аркады Воспитательного дома во Флоренции. Фотография Gryffindor, обработка Marku1988, Wikimedia

Антиной и Тиберий

У Гельриха (как и у Брунеллески) над колоннами — круглые медальоны. Однако если во Флоренции в этих кружках — фигуры маленьких детей, то на Петровке — головы античных статуй. Одна из них — это скульптурный портрет Антиноя, юного фаворита императора Адриана. Антиной утонул в Ниле в 130 году, был обожествлен и стал в Римской империи одной из самых тиражируемых статуй (почти как у нас — Ленин…).

Только красивей, веселей и больше вариантов: все-таки эпоха была более изящная.

Один из вариантов: Антиной Мандрагонский. Public Domain, Wikimedia
Один из вариантов: Антиной Мандрагонский. Public Domain, Wikimedia

Чтобы взглянуть на императора (правда, не Адриана), надо проникнуть в один из подъездов. Я там не бывал, зато бывала краевед Елена Крижевская. На потолке роскошного подъезда — расписные медальоны. Там два портрета императора Тиберия: один постарше, а другой помоложе. Чтоб персонаж был узнан, изображения грозного правителя подписаны.

Один из двух Тибериев на потолке подъезда. Иллюстрация из книги Елены Крижевской "Непарадная Москва".
Один из двух Тибериев на потолке подъезда. Иллюстрация из книги Елены Крижевской "Непарадная Москва".

Кстати, Тиберий — так же, как и Адриан… но нет, не будем развивать эту тему.

Лучше поднимемся наверх! На лестнице — довольно скромные, но стильные ограждения со вставками в виде рыцарских доспехов.

Лестница. Иллюстрация из книги Елены Крижевской "Непарадная Москва".
Лестница. Иллюстрация из книги Елены Крижевской "Непарадная Москва".

В квартирах же…

«Еврей ногу повесил». Рассказ старожила

(По материалам мемуарных зарисовок в двух постах и ряде комментариев на канале "Московские истории")

В квартире на седьмом, последнем этаже — семь комнат для господ, плюс еще две для прислуги (одна располагалась рядом с детской и была предназначена дня няни). Значит, всего — девять комнат! Большинство из них образовали анфиладу. В каждом покое потолки украшала разная лепнина, на полу — паркет с разным рисунком. Латунные замки на окнах так сверкали, что девочка была всерьез убеждена: это чистое золото.

В окно, через Петровку, открывался вид на дом №22, где вырос Андрей Миронов. Старшее поколение знало не только всех обитателей своего дома, но и тех, что жил напротив. В декабре, подведя к окну мемуаристку, бабушка показывала ей авоську на окне напротив, говоря:

«Еврей ногу повесил. Верная примета, скоро Новый год».
Дом, где рос Андрей Миронов (Петровка, 22), фотография автора
Дом, где рос Андрей Миронов (Петровка, 22), фотография автора

Комната у трехпоколенной семьи была одна, зато тридцатиметровая и разделялась ширмою на две маленьких комнатки. Там стояли гнутые венские стулья и овальный стол, швейная машинка «Зингер», к которой девочке запрещали притрагиваться, древний сервант со множеством окошек-витражей, фикусы в кадках и черный диван.

В коммунальном коридоре чернел телефон с рычажком, как оленьи рога, а на веревочке висел блокнот с карандашом («что передать?»). Перед входной дверью — табличка: «к таким-то один звонок, к таким-то — два звонка...».

Петровка, 17с1, так выглядит дом с императором Тиберием — со двора. Фотография автора
Петровка, 17с1, так выглядит дом с императором Тиберием — со двора. Фотография автора

Это не сталинские времена, это уже позднесоветские десятилетия! Позднее въехали менее опрятные жильцы, убив львиную долю интерьеров. На лестнице же, вместо деревянных, появились железные двери.

Семи-девятикомнатная коммуналка, как я понял, дожила до наших дней, во всяком случае, еще существовала в 2020 году. Квартиру предлагали продать за 60 миллионов, однако жители не пожелали уезжать.