Найти в Дзене

Голова Эллочки Людоедки. И остальные курьезы Рождественки

Оглавление

Голову Эллочки я обнаружил перед поворотом на Рождественку. Дама с богатым словарным запасом, как известно, обитала в квартире 17 неназванного Ильфом и Петровым дома в Варсонофьевском переулке. Квартиры в 1920-х были велики, а потому и дом с семнадцатью апартаментами должен быть крупным... но какой? №4? №6? №8?

Лепная Эллочка

И вдруг мне бросилась — она! Смотрите, какая красавица:

Фотография автора
Фотография автора

Теперь для меня Эллочкин дом — это №4 (1900, арх. Н. П. Матвеев-Калинин, 1908, арх. В. Е. Дубовской). Конечно, прическа у дамы другая... но откуда скульптор мог знать, какие прически будут в 1920-х?

А если говорить всерьез, не могу исключить, что авторы «Двенадцати стульев», чуткие к деталям, действительно обратили внимание на фасадную скульптуру и именно по сей причине «прописали» Эллочку Людоедку в Варсонофьевском переулке. Вероятность небольшая, но ненулевая.

Перейдем к новым скульптурным курьезам!

Гоблины на стене храма

Они нас поджидают в доме на Рождественке, который замыкает перспективу на выходе из Варсонофьевского переулка.

Фотография автора
Фотография автора

Это один из корпусов Строгановского училища, теперь МАРХИ (Рождественка, 11с3, 1891, арх. С. У. Соловьев).

А где же фантастические твари? Они хитро прячутся. Не зря говорят: «дьявол — в деталях». Под окнами расположены вот эти маленькие существа.

Фотография автора
Фотография автора

Не знаю, гоблины это, антропоморфные летучие мыши или банальные черти, но архитектор был злобный шутник или, как в наши дни говорят, тролль. Дело в том, что до революции, кроме квартир директора и служащих Сторгановского училища, здесь была домовая церковь.

Тайные архитекторы

Эти рельефы не микроскопичны, но их все равно в упор не замечаешь. Они украшают другой корпус МАРХИ, где работает «книжная лавка архитектора» (Рождественка, 11с4, XVIII в., 1903 или 1904, арх. Ф. О. Шехтель). До революции тут была выставка и магазин работ студентов Строгановского училища.

Фотография автора
Фотография автора

Пара барельефов (их я обвел красными рамками) показывают за работой зодчих в разные эпохи. Вот один барельеф:

Фотография автора
Фотография автора

Змеелебеди

Другая необычная фасадная скульптура украшает банк на углу Кузнецкого Моста (Рождественка, 8/15с3, 1897-98, арх. С. С. Эйбушиц).

Фотография автора
Фотография автора

Посмотрим ближе!

На первый взгляд это традиционный кадуцей — атрибут Гермеса, украшавший разные торговые учреждения. Это крылатый жезл, оплетенный парой змей.

Эта фасадная деталь во время ремонта. Фотография из книги Сергея Шокарева "Банк на Кузнецком"
Эта фасадная деталь во время ремонта. Фотография из книги Сергея Шокарева "Банк на Кузнецком"

К концу XIX века кадуцей стал иногда «срастаться» с якорем — символом надежности. Такие украшения фасадов тоже далеко не уникальны.

Однако автор горельефов на углу Рождественки с Кузнецким сделал ход конем. Якорь теперь — нормальный якорь, крылья же растут не из него, а из змеиных тел! По одному крылу на одну змейку.

Так получилось чудо-юдо, похожее на двуглавого черного лебедя.

«Дьяволиада»

Пройдем ближе к центру города, на угол с Пушечной улицей! За серым зданием гостиницы «Савой» с масками древних египтян и саламандрами белеет «Альпийская роза» (Пушечная, 4с1, 1820-е, 1911-12, арх. П. П. Висневский).

Фотография автора
Фотография автора

Под вензелем дореволюционной ресторации, выше гигантского окна, показывает язык выпивохам самый «красивый» маскарон Москвы. Этот барельеф отождествляют с разгульным козлоногим богом Паном. Хорошая вывеска для ресторана?

Фотография автора
Фотография автора

Известно также, что античный Пан насылает панику… а в христианской культуре обрастает инфернальными коннотациями.

Случайно ли, что именно в «Альпийской розе» с высунувшим язык Паном разворачиваются события булгаковской «Дьяволиады»?

Памятник голубям

Последний необычный объект стоит рядом с входом в метро «Кузнецкий Мост». Место чрезвычайно людное, однако монумент замечают далеко не все. Он расположен к югу от вестибюля метро, напротив входа в Центральный дом работников искусств.

Это немаленький, в человеческий рост, памятник «летающим крысам», то есть городским голубям.

Фотография автора
Фотография автора