Найти тему
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1973 год. Часть 4. Mahavishnu Orchestra, Collegium Musicum, Michal Urbaniak

Продолжаем путешествие в мир лучших "живых" пластинок прога.

Обложки альбомов взяты на progarchives.com Коллаж автора
Обложки альбомов взяты на progarchives.com Коллаж автора

Mahavishnu Orchestra "Between Nothingness & Eternity"

Between Nothingness & Eternity (1973) - Mahavishnu Orchestra скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

В жестоком мире шоу-бизнеса частенько случается, что и внутри группы тлеет или уже вспыхнул конфликт, и творческих идей больше нет, и музыканты нацелены на участие в других проектах, а звукозаписывающей компании вынь да положь ещё один альбом. Денежки заплачены, планы изданий свёрстаны, предполагаемая прибыль посчитана, так что будьте любезны господа скоморохи, трубадуры, менестрели и мейстерзингеры выдать на-гора продукт, предназначенный для прослушивания.

С первой инкарнацией знаменитого джаз/фьюжн-ансамбля Mahavishnu Orchestra история приключилась ещё более любопытная. Записи для третьего альбома группы уже были сделаны в июне 1973 года, но часть участников высказалась против его выхода. Гитарист и лидер коллектива Джон Маклафлин (John McLaughlin) вместе с ударником Билли Кобэмом (Billy Cobham) были за издание нового материала, а клавишник Ян Хаммер (Jan Hammer), скрипач Джерри Гудмен (Jerry Goodman) и басист Рик Лэйрд (Rick Laird), не слишком довольные своей ролью в создании музыки - против.

В итоге удалось прийти к некому компромиссу. Часть нового материала была сыграна на музыкальном фестивале в Центральном парке Нью-Йорка 17 и 18 августа 1973 года. И именно концертные версии новых композиций появились на альбоме с пафосным названием "Между Небытием и Вечностью". Следует отметить, что имеющиеся разногласия не отразились на качестве выступления. Взаимодействие Маклафлина, Хаммера и Гудмена находится на самом высочайшем уровне. Несвятая троица играет эффектно и виртуозно, а ритм-секция в лице Лэйрда и Кобэма поддерживает их мощно и слаженно. На диске всего три трека. Продолжительность двух из них плюс-минус соответствует длине студийных оригиналов, а вот третий, "Dream", увеличен в два раза. Встречал мнение, что он немного затянут. Не соглашусь. Мастерство музыкантов Mahavishnu Orchestra позволяет им развивать тему естественно и плавно, вовлекая слушателя в процесс восприятия музыки целиком и без остатка. В процессе подготовки данной заметки я включил "Between Nothingness & Eternity", и более чем двадцатиминутная композиция пролетела как один миг.

Если же коротко резюмировать мои впечатления от обозреваемого альбома, то его можно охарактеризовать как квинтэссенцию стиля фьюжн, где импровизационная природа джаза самым прихотливым образом сочетается с жесткими ритмами рока

Остается добавить, что пластинка оказалась "лебединой песней" данного состава оркестра имени Вишну Великого. Маклафлин, о котором у нас выходила целая серия статей,

Джон Маклафлин - John McLaughlin | Рок на БиС | Дзен

набрал новых исполнителей и менее чем через год выпустил с ними диск Mahavishnu Orchestra "Apocalypse", остальные музыканты продолжили самостоятельные карьеры, а записанные летом 73-го студийные номера увидели свет в 1999 году под названием "The Lost Trident Sessions"

Ютуб-канал Ron Hoover

Collegium Musicum "Collegium Musicum Live"

Live (1973) - Collegium Musicum скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

О словацкой (чехословацкой) группе Collegium Musicum мы также уже писали достаточно подробно.

"Живой" альбом был четвертым в дискографии музыкантов из Братиславы, если считать EP "Hommage à J. S. Bach / Ulica plná plásťov do dazďa". Записан он был в составе, очень похожем на состав знаменитых ELP. Трио словаков, состоящее из клавишных, баса и ударных, и музыку играет похожую. За исключением того, что она целиком инструментальная. Но блестящие органные партии, отсылки к классике (Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Стравинскому), уверенная работа басиста и ударника, выдавшего модное в те времена барабанное соло, практически не уступают западному образцу. Стоит ли здесь говорить говорить о подражательстве? Думаю, что скорее можно сказать о витавших в воздухе общих идеях. Но, если вы настаиваете, то не буду спорить. Отмечу лишь, что так подражать смогут очень и очень немногие. Слишком высокая задана планка.

Ютуб-канал Dio7000

Michal Urbaniak "Constellation In Concert"

Constellation In Concert (1973) - Michal Urbaniak скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

А вот следующий музыкант, о котором пойдет речь, на наших страницах упоминался лишь вскользь.

Михал Урбаняк (родился 22 января 1943 года) - польский джазовый музыкант, играющий на скрипке, лириконе (электронном духовом инструменте) и саксофоне. Его музыка включает в себя элементы народной музыки, ритм-энд-блюза, хип-хопа и симфонической музыки. Это сообщает нам Википедия. Сам Урбаняк добавлял к перечисленному набору музыкальных жанров рок и фанк, справедливо называя получившуюся смесь словом "фьюжн".

В детстве и юности наш герой учился игре на скрипке. Выступал с филармоническими оркестрами и принимал участие в скрипичных конкурсах для взрослых. Он даже получил стипендию на обучение у знаменитого Давида Ойстраха. Но в Москву не поехал. Вместо этого Михал самостоятельно освоил саксофон и окунулся с головой в мир джаза. Приняв участие в европейских джазовых фестивалях, Урбаняк получил приглашение выступить в США пока не соло, а составе группы музыкантов под руководством джазового композитора и музыковеда Анджея Тшасковского. Затем было возвращение на родину, несколько лет жизни в Скандинавии, где Михал познакомился с будущей женой, а по совместительству вокалисткой Урсулой Дудзяк (Urszula Dudziak) и клавишником-органистом Войцехом Кароляком (Wojciech Karolak). Позже они входили в число музыкантов, с ним работавших. Время проведенное в Северной Европе стало отправной точкой обращения Урбаняка к музыке фьюжн.

После очередного возвращения в Польшу и решения стряхнуть пыль со скрипки был записан дебютный альбом музыканта "Inactin" (1971). Скрипка вновь стала основным инструментом на последующих пластинках польского виртуоза, а материал с дисков "Inactin" и "Paratyphus B" (1972) прозвучал на многих джазовых фестивалях по обе стороны океана. В Монтрё (том самом, который "We all came out to Montreaux on the Lake Geneva shoreline...") в 1971 году ансамбль, возглавляемый Урбаньяком, был удостоен "Гран-при" за лучший женский вокал (Урсула Дудзяк).

В начале 1973-го вышел релиз под названием "Super Constellation", а в мае того же года музыкант попрощался с польскими слушателями выступлением в Варшавской Филармонии. В сентябре Урбаняк эмигрировал в США. Пластинка "Constellation In Concert" тем не менее успела выйти на Polskie Nagrania Muza. Михал и его партнеры выдали блестящий образец джаз/фьюжн на грани, как мне кажется, авант-прога с заходами в психоделию. Особенно хороша первая, более чем семнадцатиминутная композиция "Bengal".

Дальнейшая творческая биография польского скрипача/саксофониста также весьма интересна и богата на события, но рассказ о ней не вписывается в данный формат статей. Хотя исключать, что он когда-нибудь станет героем нашей публикации мы, пожалуй, не будем. А предлагаемый клип пусть будет своеобразным анонсом...

Ютуб-канал Mirek Piekarski

Автор заметки - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Лучшие "живые" альбомы прога | Рок на БиС | Дзен

По итогам голосования в первой заметке про 1973 год

победила группа Yes с диском "Yessongs" - 83,3%

Новое голосование:

Дзен-канал "Рок на БиС" приглашает:

Афиша
Афиша

Студия нашего медиа-партнера Радио "Выход" расположена в замечательном месте для работы и творчества:

Контакты Матрикс-офиса
Контакты Матрикс-офиса