Найти тему
Рок на БиС

Чехословацкий рок 70-х. Часть 2. Collegium Musicum

Первую часть можно прочесть тут.

Если пражские "эффекты" "выросли" на сплаве рока с джазом, то их ближайшие конкуренты из Братиславы основывались на мощном фундаменте классической музыки. Collegium Musicum с момента своего появления в конце 1969 года сразу заиграли очень актуальный тогда "навороченный" симфо-прог с упором на клавишные инструменты, прежде всего орган. В этом жанре тогда с успехом работали и британцы из Nice, Camel и ELP, и голландский Ekseption.

Первый состав Collegium Musicum: слева направо Хаек, Вейн, Фрешо, Варга. фото сайта https://tr.redsearch.org
Первый состав Collegium Musicum: слева направо Хаек, Вейн, Фрешо, Варга. фото сайта https://tr.redsearch.org

Создали Collegium Musicum (так назывались в средневековой Европе, начиная со второй половины XVI века, общества, собиравшиеся для коллективного музицирования и прослушивания музыки ) клавишник Мариан Варга (Marián Varga) и басист Федор Фрешо (Fedor Freso) , до этого поучаствовавшие в составе группы Prudy в записи альбома "Zvonte, zvonky" (Звоните, колокола), считающегося самым значительным достижением словацкого рока 60-х. В группу вошли также гитарист Synkopy 61 Павел Вейн (Pavel Váně), ударник Душан Хаек (Dusan Hájek) из блюзового коллектива Blues Five. После серии выступлений и успешного участия в ряде национальных и международных джазовых(!) конкурсов "коллеги" получили возможность записать сначала миньон с двумя композициями,

а затем и полноценный альбом одноименного с группой названия, записанный всего за три дня 26-28 октября 1970-го и в конце года появившийся в продаже. Перед этим Павела Вейна в группе сменил гитарист и вокалист Ростислав Вахо (Rastislav Vacho), как и Хаек до Collegium Musicum игравший в Blues Five. Сложные многочастные композиции, представлявшие собой серьезно переработанную классику или вдохновленные ей собственные опусы группы, с самого начала продемонстрировали незаурядный композиторский и исполнительский дар Варги и компании. Любопытно, что в дебютной записи совсем еще молодых и малоизвестных музыкантов принимал участие Государственный камерный оркестр, работавший с мировыми звездами классической музыки. И после этого еще говорят, что рокеров в соцлагере зажимали и преследовали!

Видео канала Vinyl Empire
В начале 1971-го Вахо сменил также бывший участник Prudy и будущий основатель Fermata Франтишек Григлак (Frantisek Griglák) , и группа засела в студии Чехословацкого радио в Братиславе для записи своего самого значительного творения - первого в ЧССР двойного альбома "Konvergencie". Описывать каждую из всего четырех представленных на нем эпических композиций (одна из них - сюита "Тысяча и одна ночь" - основывается на теме из балета Римского-Корсакова "Шахерезада") бессмысленно Это надо слушать, ценителям прога - обязательно. Ограничимся констатацией того факта, что этот релиз общепризнанно входит в пятерку наиболее значительных достижений чехословацкого рока и очень высоко оценивается авторитетами международной прог-сцены. Двойник также отлично продавался как в ЧССР, так и за границей, в том числе и на Западе.

Видео канала Hana Blažeková
Понятно, что после прыжка на такую высоту "коллегам" следовало "взять паузу" в записи студийников, что они и сделали. Для начала вместе с Радимом Хладиком (Radim Hladik) они поучаствовали в записи сольника своего старого друга, лидера Prudy Павола Хоммела (Pavol Hammel) "Zelena posta" (Зеленая почта), также, как и "Konvergencie", заслуженно считающегося высочайшей вершиной чехословацкого рока. Одной из лучших вещей на нем является "Smutna ranna elektricka" (Грустный утренний трамвай) на стихи известного словацкого поэта и по совместительству министра культуры республики Мирослава Валека (кстати, отлично переведенного Юрием Левитанским). 

Видео канала kubovcik1
Некоторое время Collegium Musicum, как и многие их коллеги-"демократы", особенно венгры, аккомпанировали на гастролях и записях местным "эстрадным дивам" - Зоре Колинской, Еве Костоланиовой и Марии Роттровой. С последней группа даже поучаствовала в 1973 году в фестивале "Братиславская лира".
После этого "коллеги" вернулись к собственному творчеству, уволили гитариста, сократив состав до актуального на тот момент прог-трио, по образцу ELP, и отправились в большой гастрольный тур, включавший СССР. Забавно, что в Питере перед их концертом ходили слухи, что под псевдонимом Collegium Musicum в Союз тайно приехали сам Эмерсон и компания. Еще более прикольно, что после гастролей эти слухи только усилились. У нас и по всем странам соцлагеря словаков принимали так восторженно, что, вдохновленные успехом, по возвращении они немедленно записали в Братиславе концертник, так и озаглавленный "Live", подтвердивший высочайший исполнительский уровень и творческий потенциал группы.

Видео канала Catherine Yates
Однако в коллективе постепенно назревал кризис. Он был связан с чрезмерно выросшими амбициями Варги, не прошедшего испытанием "медными трубами". Органист и главный композитор группы "тянул одеяло на себя", все больше времени уделял сторонним проектам (например, написал музыку к нескольким фильмам и первому в Словакии рок-мюзиклу "Cyrano z predmestia" - "Сирано из пригорода", пользовавшемуся большим успехом). К тому же Мариан испытывал серьезные проблемы с алкоголем. В результате Фрешо ушел к главным конкурентам "коллег" - пражским "эффектам", и очередной студийник в 1976 году записывался с новым басистом и снова появившимся в составе гитаристом. Он так и был озаглавлен - "Marian Varga & Collegium Musicum". Альбом получился достаточно сильным и, в то же время, противоречивым. Он содержал как традиционные для группы круто замешанные на классике сложные развернутые композиции, так и более простые формы, ставшие предвестником грядущего разворота группы к песенному формату.

Видео канала RETRO HISTORY

На следующих двух студийниках - "Continuo" 1978-го

Обложка ремастированного издания альбома "Continuo"
Обложка ремастированного издания альбома "Continuo"

и "On A Ona" 1979-го группа, несмотря на возвращение Фрешо, была мало похожа на прежний Collegium Musicum. Музыка, оставаясь качественным "породистым" прогом, все же существенно упростилась, насытилась вокальными и гитарными партиями от постоянно меняющихся гитаристов и вокалистов-вокалисток. Могучий "церковный" "Хаммонд" уступил место разнообразным, но более банальным электронным клавишам. Пожалуй, единственным заметным исключением была инструменталка "Amata nobis, quantum amabitur nulla" с релиза 1979 года, соответствовавшая заданным "Konvergencie" высочайшим стандартам. Словом, слава "коллег" казалось бы, "катилась к закату".

Видео канала Sound Voyager
Однако, в конце весны - начале лета 1981 года, аккурат в юбилей выхода "Konvergencie", Варга вышел из череды запоев и с помощью старых друзей, включая Хоммела, симфонического оркестра чехословацкого радио, детского хора и вновь приглашенных молодых музыкантов выдал очередной шедевр - двойной альбом "Divergencie". Как и его предшественник десять лет назад, он состоит из четырех монументальных многочастных сюит, исключительно "богатых" как в композиторском, так и в исполнительском плане. Наиболее сильная из них, на мой взгляд, наиболее близкая к классике третья часть "Musica Concertante", написанная Варгой в соавторстве с известным скрипачом Войтехом Мадьяром. В то же время в последней части альбома отразились последние тенденции в творчестве группы - сдвиг к "песенному" формату и обилие гитар и вокала.

Видео канала Ensemble Collegium Musicum – тема
Релиз получился великолепным и имел большой успех, но, увы, это была "лебединая песня" Collegium Musicum. Вообще, в отличие от "конвергенции" (слияние, взаимопроникновение), "дивергенция" означает "расхождение". Таким образом очередная вершина "Divergencie" знаменовала собой завершение очень удачной для чехословацкого рока декады 70-х.
Варга после этого продолжал активно работать и записываться, через некоторое время "завязал", неоднократно собирал "коллег" для совместных выступлений, некоторые из которых даже были записаны (последнее - озаглавленное "Speak, memory" - в конце 2009 года). Но это уже другая история...

Продолжение следует.