«Тишь да благодать – вражин не видать». Но они-то тебя видят.
Отзыв на книгу Александра Фомичева "Ратибор. Кого боялись наши предки"
Это третья часть книжной серии о могучем рыжем русиче, что одной рукой прихлопнуть недруга как букашку в силах, да и этого не всегда требуется – от одного лишь взгляда его сурового недруги в рассыпную готовы бежать сами. Ратибор – богатырь, каких свет не видывал уже давно, да и вряд ли увидит после. Всё в нем ладно – мощь, стать, сноровка, интуиция и даже глас совести. Уже не тот это буйный да лихой богатырь, кому лишь бравую битву подавай, как это было в первой части. Самое интересное, что, в общем-то, Ратибора (по крайней мере, первые три части) можно брать для чтения обособленно, это довольно-таки отдельные истории. Но лишь читая связно, безотрывно с самого начала – читатель ощущает, насколько видоизменяется главный персонаж. И да, за этим следить интересно. Каждая история о Ратиборе очень маленькая, динамичная, полная кровавых битв, расправ, но и поддержки, дружественного напутствия, безобидных подколок, привязанности к своей земле. Нет времени просто заскучать или оглянуться – история мчит, а в этот раз еще и завершается так, что невозможно не думать о дальнейших действиях.
– Тебе чего, друже, твой уютный домишко не мил уже стал? – Яромир озадаченно переглянулся с князем и Мирославом.
– Да мил-то он мне, мил, конечно, – досадливо поморщился Ратибор. – Но не могу я там долго находиться, и всё тут! Все дела переделал уже давно, а лежать на печи кверху брюхом – не по мне! Не домосед я, понимаешь?! Хочу путешествий, приключений да рубки нормальной! Без походов и битвы доброй чахну я, аки одуванчик поздней осенью…
– М-дя!.. Надо тогда срочно выдвигаться, пока наш одуван совсем не осыпался, – Мирослав не мог упустить возможность ещё раз уколоть старого приятеля.
Князь Мирграда отправляется с лучшими своими воинами на подмогу тем, кто ушел покорять северные дикие земли, названые неспроста «Забытой пустошью». Там должны были отстроить поселение – с бревенчатыми домами, таверной, конюшней, баней, хлевом. Всё, как у людей. А что далеко? Так надо же расширять владения. С заселением, однако, вышла беда – один за другим от не самых последних бойцов княжества летят почтовые птицы с призывом о помощи. Какой помощи и помощи от чего – неведомо. Но что приключилось там нечто странное и требующее незамедлительного вмешательства – как пить дай. Вот князь Святослав и собирает трех своих верных друзей – Ратибора, Яромира и Мирослава – да в подмогу им отряд бойцов на это дело. Ну и знакомый по прошлой истории Емельян своим присутствием скрашивает повествование, став фигурой не менее значимой.
– Я Святослав, правитель Мирграда, а это – моя дружина, – князь представился. – Что за помощь тебе понадобилась, Мури? Говори!
– Для начала не могли бы вы велеть своим воинам не шуметь, не разводить костры и не разбредаться по округе? Мы тут не одни!
– И кто же тут окромя нас да вас есть ещё?
– Корабль диких северян недавно пристал к берегу у нашей деревушки! Три дня уж как злоупотребляют нашим гостеприимством! А проще говоря: грабят, насилуют и убивают… – староста сокрушённо покачал головой. – И ещё две их ладьи ушли вниз по течению. Помогите, люди добрые! Избавьте нас от этих недочеловеков поганых…
– Сколько их? – Мирослав нахмурился.
– Да тел по пятьдесят в среднем на каждой из их посудин, – ответил горестно Мури.
– Варяги всего в полверсты от нас?! – Святослав выразительно зыркнул на Яромира. Тот понял князя без слов. Тихий приказ, более похожий на шелест листвы, пробежался по рядам русичей. Гул голосов мгновенно стих. Костры, слава богам, развести ещё не успели. Благодушное настроение мигом улетучилось. Воины схватились за рукояти своих мечей да топоров и принялись настороженно всматриваться в окружавшую людей заснеженную чащобу.
И вот уже князь со своим войском, где наши три могучих друга, в северном краю, которое сулит непростое времяпровождение хотя бы потому, что людей из всей отправленной дружины, просившей о скорой помощи, нет. Следы от лап неведомых зверей – есть. Но что это за звери диковинные, исполинских размеров да с сознанием, да с мышлением?
Князь, Яромир и Емельян с Колояром шокировано уставились на глазеющую на них из мешка, застывшую в гримасе боли страшную физиономию белёсой нечисти. Единственное оставшееся целым око её было слегка приоткрыто.
– О как! Не человек это, но и не зверь лесной! – Добролюб, залатав раны Ратибора, так же удивлённо взирал на трофей рыжебородого витязя. После, присев, принялся осторожно рассматривать вблизи мордаху диковинного существа. – Неизвестная доселе нашей цивилизации, вполне себе развитая форма некоего загадочного вида жизни…
– Что ты сейчас сказал?.. – Емельян удивлённо захлопал глазами.
– Помни про свой маленький мозг, Емеля, – угрюмо буркнул Ратибор. – Он у тебя и так переполнен. Того и гляди кровоточить начнёт от избытка ненужных для него сведений за день…– Ха-ха, тоже мне, остряк-самоучка! – резко взвился Емельян, растерянно переводя взор со странной головы в мешке на рыжеволосого громилу. – Лучше расскажи, что это такое?!
– То, во что ты не веришь, Емеля! Йотун это. Или леший, по-нашему. Помнится, ты говорил как-то, что их не существует… Хотя, сдаётся мне, Белогор был прав, и всё же это два разных вида… – Ратибор хмуро взглянул на князя с Яромиром. – Наткнулись на это чудо клыкастое примерно в двух, двух с половиной верстах от Караима. И думается, что его сородичи уже знают о нашем присутствии в их заснеженных владениях… – с этими словами Ратибор вкратце поведал друзьям о сегодняшней встрече трёх охотников с хозяином леса. – У этих снежных образин длинные острые когти, которые они втягивают и выпускают из лап, как кошки, – закончил рыжий великан описывать свои утренние приключения.
Впервые Ратибор встречает кого-то под стать своей силе. До этого наш герой утками-прибаутками раскидывал вражин на право и налево, а тут, наконец, нашелся тот, чья мощь – природная – сопоставима. Да только беда не приходит одна: внешне – зверьё рыскает, внутри же своё войско бунт устраивает против предводителя. На чью сторону встать, если есть здравое зерно сомнений в правомерности да обоснованности княжеских действий? Поможет ли общее прошлое и присяга на верность, если мнение того, кто заведомо сильнее, начнет колебаться аки девица лунной ночью?
Впервые ратиборова история выходит на новый уровень, используя в контексте германо-скандинавскую мифологию, хотя я, признаться, ждала что-то исконно славянское, тем более что у нас тоже можно найти интересных мифических существ.
По-прежнему живо, динамично и не без потерь (а некоторые – аж ножом по сердцу!). Да с финалом, когда опять подступает лихо, речь о котором уже в следующей части. А значит что? Берем четвертую часть и расправляемся со всеми недругами, запуская в центр Ратибора и его двух соратников!
– Наши потери?
– Имеются, но могло быть гораздо хуже, если бы не Ратибор. В следующий раз надо будет его одного выпускать, если врагов будет не больше сотки, – хмыкнул Яромир. – А то мне думается, он слегка в печали пребывает от того, что варяги так быстро закончились…
– Согласен, – улыбнулся, чуть скривившись, Святослав, держась за своё раненое плечо. – Жизни ратников сбережём да порадуем нашего потапыча заодно. Одной стрелой двух косых, как говорится…
Читать: на электронных литплощадках.