Найти тему
Святые места

Как и кому подавать милостыню? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Вот у меня такой вопрос:

Когда выходишь из храма, там очень часто много нищих. И вот, с одной стороны, хочется дать, и в Евангелии написано, как вот Христос говорил, просящему у тебя дай, а с другой стороны, понимаешь, что вот наши нищие - это в основном мафия, какие-то преступные группировки, и если им подаешь, не потакаешь ли ты вот всему вот этому преступному миру? И вот вопрос возникает, давать или не давать?

Ответ батюшки:

Вы за свет платите? Платите. За газ, если он дома есть, платите? Платите. За квартплату вносите сумму определенную? Платите, да? Может быть, еще подоходный налог у вас вычитают на работе. А это куда идёт? Это идёт так называемому "государству". А что такое государство? Это правящий чиновничий аппарат.

По официальным сведениям, которые сообщил нам председатель Следственного комитета Бастрыкин, официальный человек, генерал, он говорит, что 30% этих средств разворовывается. Понимаете? Поэтому, когда вы платите за свет, за квартплату, за газ, когда вы платите налоги, вы знайте, что 30%, это официально, а на самом деле никто не знает, может быть, и больше, идёт в мафию.

Что такое мафия? Мафия по определению - это сращение преступного элемента с государственной властью. Но тогда не платите за свет, за газ, за квартиру. Когда нужно, к примеру, 10 копеек или 3 рубля подать нищему, мы сразу думаем о мафии. Но вы подумайте, вот человек стоит на улице, в любую погоду, он очень плохонько одет, и он с этого кормится.

Он выбрал себе такой образ жизни, потому что есть жалость людская, она тоже желает своей реализации, и мы из жалости что-то отдаём. Может быть, что-то себе какая-то мафия и отбирает. Но раз он там стоит, значит, ему что-то остаётся. Так же и мы.

Мы платим налоги, они разворовывают, но не 100%. Что-то остается и нам. Через пень-колоду ведь что-то и ремонтируется. У нас в Московской области через раз есть электричество. Что касается газа, то на расстоянии 30 км от Москвы газ еще есть. Мы же, все-таки, не Украина, не Чехия.

Там везде газ есть. У нас в Московской области нет. Неизвестно, когда будет. Труба есть, но чтобы отводочку сделать, нужно заплатить миллионы. И, причем, если и миллионы заплатишь, и тебе еще не проведут. Но все-таки, какая-то часть идет.

Пенсия ведь из тех налогов, которые мы платим, какая-то людям платится. Да, она, эта пенсия, смешная. Я бы так поглядел, когда какой-нибудь чиновник на эту пенсию бы согласился пожить. Но это, все-таки, какая-то часть есть. Поэтому не наше дело рассуждать про мафию.

Единственное, что, конечно, не надо подавать цыганам, потому что это специфические люди, которые ничего не делают продуктивного, а только занимаются попрошайничеством. Ну, попрошайничество - это еще благородно, а то еще имеет место быть сплошное жульничество и торговля наркотиками.

И детям на улице не надо подавать, потому что то, что мы подаем детям, это провоцирует детское попрошайничество. Если бы во всём мире люди перестали бы деньги давать детям, то детей перестали бы использовать как попрошаек на улице.

Вот в чём дело. Детям, какие бы они там жалостные глазки ни строили, потому что их специально этому учат, давать нельзя. А если стоит человек, бомж, пьяница, больной, плохо одетый, это единственный способ для него вообще жить в этом мире.

Да, вот он плохой, да, он пропил всё, да, он потерял документы или продал. Некоторые так выпить хотят, что продают паспорт. Но он всё равно человек. Он всё равно не пёс. Поэтому то, что вы ему даёте, какая-то часть пойдёт ему на хлеб. Понимаете? Вот. Поэтому, если говорить про мафию, это всё сверху до низу.

Вопрос ведущего:

Батюшка, а может быть, лучше хлебом ему подавать? Вот он говорит, что есть хочет. Взять, пойти и купить ему батон или ещё колбасы.

Ответ батюшки:

Это не всегда возможно. У меня был такой случай, я приехал в Богоспасаемый град Владимир, и там парень просит, говорит:

"Дай на хлеб".

Я говорю:

"Ты есть хочешь? Пойдем в столовую".

Он говорит:

"Пойдем".

И мы взяли суп, второе, третье. Он так ел! Это вообще давно, правда, было, вот, может, лет 15 назад. Но я на всю жизнь это запомнил. И когда он поел, я ему еще денег дал. Потому что я видел, что это всё серьёзно. Действительно, парень есть хочет. Я ему предложил:

"Поехали со мной в Москву, я тебя куда-нибудь пристрою".

Но он отказался. Ну, вот так всё было, в коня пошёл корм. Ну, не всегда есть такое, ну, что, мы будем с батонами хлеба ходить? Мы вечно спешим.

Вопрос ведущего:

Бывает, что смущает вид человека. Ну, явно такой пропитый вид. Думаешь, если дашь, то спровоцируешь на пьянку.

Ответ батюшки:

Хорошо. А вот, опять же, мы платим за свет, деньги воруют наши. А чиновник потом пьет виски, Red Label, это тоже денег стоит? Или, вот, врач, ты платишь больнице, потом ещё с тебя врачи требуют, да нянечкам дай, да медсестре дай. А они потом что, не пьют, да? Только одно мороженое едят и пироги с капустой.

Ты же тоже им и на водку даёшь. Они же там, наверное, гуляют, у них дни рождения, потом 8 марта, некоторые до сих пор 7 ноября празднуют. Без водки не обходится. Поэтому, когда ты даёшь кому-либо, часть всё равно на водку идёт. Ну, что, будем считать мензуркой, сколько он из этого выпьет, а сколько он ржаной муки съест? Ну, это же смешно.

Конечно, надо, я говорю, надо рассуждать. Цыганам давать - это бессмысленно. А давать человеку опустившемуся, вот выпал из социума человек, тогда возьми его в себе в дом, давай, лечи, давай новое ему бельё. Ну, так тоже не надо, он всё равно тебя обворует.

Вопрос ведущего:

Батюшка, а как тогда правильно понимать выражение "пусть милостыня не вспотеть в твоей руке"? О чём тогда нужно думать?

Ответ батюшки:

Обо всём. Сколько дать, чего дать. Надо рассуждать, кому дать. Надо думать. Но не надо думать об одной мафии.

Вопрос ведущего:

Батюшка, а вот ещё такой вопрос задают. Перед храмом стоит 20 человек, в кармане 20 рублей. Каждому по рублю дать или одному 20?

Ответ батюшки:

Мне кажется, это не принципиально.

Вопрос ведущего:

Ну, это, может быть, такой, несколько утрированный пример, но бывает, что человек просит: "Дай". Просит много. Там, 10-20 тысяч. И вот я могу дать две, чтобы не пожалеть потом. Но это его не спасёт. Дам двадцать, буду мучиться целый год.

Ответ батюшки:

Мне анекдот такой рассказали. Один гражданин убил человека, и у него 20 копеек обнаружили.

Ему говорят:

"Ну что же, за 20 копеек человека убил"?

А он говорит:

"А пять человек - уже рубль".

Поэтому один даст две тысячи, другой две тысячи. Не обязательно давать всю сумму.

Вопрос ведущего:

То есть, все-таки, нужно ограничиться той суммой, которую можешь дать?

Ответ батюшки:

Возможностью. Надо так дать, чтобы не жалеть. А так уж он пусть поступает, раз он избрал себе такой образ жизни. Мы что, будем его судить, что ли? Мы что, лучше его, чем? Ну вот, не нам это делать, конечно.

Текст основан на видео с канала Анатолия Бобровского. Статья по теме: